КАБИНЕТ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК» для детей с ОВЗ. |
Здоровье | |||
Автор: Кисарина Ирина Федоровна | |||
12.12.2023 17:25 | |||
КАБИНЕТ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК» для детей с ОВЗ. Кисарина Ирина Федоровна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 464 г.Екатеринбург Аннотация. Развитие речи, внедрение здоровых традиций и привычек в повседневную жизнь, формирование сознательного отношения к своему здоровью у дошкольников с ОВЗ через реализацию проекта «Здоровый ребенок». Ключевые слова: речевое и физическое развитие дошкольников с ОВЗ; здоровый ребенок; спортивное оборудование. В связи с большим количеством детей с речевыми нарушениями перед дошкольным звеном современной системы образования встает актуальная задача психолого – педагогического сопровождения данного контингента дошкольников. Нарушение речи – сложное комплексное нарушение, при котором страдают не только компоненты речи ребенка, но и физическое развитие. Более 40% детей, посещающих наш детский сад, имеют задержку речевого развития, а развивается речь через движение, а если быть более точным, вслед за ним. У большинства детей дошкольного возраста с нарушениями речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Недостаточно развитая крупная моторика (движения рук, ног и туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений, как по показу, так и по словесной инструкции. Как следствие, обнаруживается и несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук. Ребенок сначала должен "нарабатывать" крупную моторику, которая и помогает в дальнейшем сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. Развития в обратном порядке быть не может. «Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. Чем больше движений, тем больше связей. Чем больше связей, тем выше способность к обучению. Так называемые «неговорящие» дети чаще всего имеют проблемы с координацией, равновесием» и перемещением своего тела в пространстве. [4] В целом можно выявить общие подходы к физическому воспитанию детей с нарушениями развития, в нашем случае, конкретно речи: огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостатков моторики, развитие двигательной активности, охрана и укрепление здоровья детей. Для создания оптимальных условий процесса освоения речевого развития и двигательного опыта, а также развития способностей каждого ребенка в нашем детском саду функционируют логопункт, физкультурный зал, бассейн, ИЗО-студия, кабинет психолога. Физическое воспитание всегда является важной частью общей системы воспитания детей с нарушениями развития. Кроме проведения обычных занятий по физическому развитию, совместно с фондом «Другой мир» быланачата реализация проекта «Здоровый ребенок», в рамках которого был организован кабинет с одноименным названием. В кабинете используется как традиционное спортивное оборудование (различные мячи, палки, гантели, эспандеры, канат, детские тренажеры), так и альтернативное – соляные лампы, ионизаторы воздуха, колокольчики, деревянные плашки, массажеры суджоки, шишки, аппликаторы Кузнецова, балансиры Бильгоу. Задачи работы кабинета – это внедрение здоровых традиций и привычек в повседневную жизнь, формирование сознательного отношения к своему здоровью, широкое применение не только чисто спортивного инвентаря, но и расширение возможностей использования современного и альтернативного оборудования. В кабинете «Здоровый ребенок» происходит непринужденное «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурых ценностей...»; «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,..., физических качеств», как того и требует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [2, с.8]. Особенно полезными эти занятия я считаю для детей с нарушениями речи, поскольку очень большое внимание уделяется развитию двигательных навыков, которые являются, как известно, базисными для развития речи, и, в дальнейшем, для формирования навыка письма. Каждое занятие является комплексным и включает в себя, кроме обычных общеразвивающих упражнений, еще и ознакомление с собственным телом и организмом, элементы точечного массажа, различные упражнения дыхательной и нейрогимнастики, что является очень ценным для детей с ОВЗ. Такие комбинации помогают воспитывать в детях чувство ответственности за свое здоровье, позволяют обеспечить логичный переход от активных движений к более спокойной (минутки психологической разгрузки), релаксирующей и оздоравливающей (фиточай) деятельности. Используемые стихотворные тексты в комбинации с выполнением различных физических упражнений позволяют включить в работу и правое, и левое полушарие мозга. Систематическое проговаривание нормализует темп речи ребят, её ритмичность, укрепляет артикуляционный аппарат, развивает фонематический слух, расширяет активный словарный запас, формирует культуру речи. Работав парах учит согласованности действий, умению слушать и видеть партнера, выстраивать диалог. У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Такие нарушения сами по себе не являются причиной нарушений речевого характера, однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений. Для решения проблем с координацией и равновесиемразработан комплекс гимнастики на балансирах Бильгоу, так называемая «мозжечковая стимуляция», призванная по отзывам специалистов, воздействуя на мозжечок, значительно улучшать эффективность любых занятий. Балансировочные доски Бильгоу используются в основном логопедами, но замечательно показали себя и на занятиях в кабинете «Здоровый ребенок». Добавление упражнений с предметами (мячами, мешочками, палками) к удержанию равновесия на доске развивает межполушарные связи. Если добавляем к балансированию проговаривание считалок, чистоговорок, то стимулируется и речь ребенка, к чему, собственно, мы и стремимся. Включение в работу балансировочных досок Бильгоу решает проблемы с:
Главная концепция реализации не только проекта, но и детского сада, в целом: работа в единстве логопеда и инструктора по физической культуре, воспитателя и психолога; применениене только логопедической работы, но и методов физической культуры, хореографии, лечебной физической культуры, дыхательной гимнастики, различных оздоровительных методик дает тот положительный отклик для развития речи, что позволяет нам надеяться на успешность ребенка в дальнейшем. Литература:
|