Формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. |
Здоровье | |||
Автор: Солдатова Оксана Николаевна | |||
11.11.2023 09:53 | |||
Формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать? Эти и многие другие вопросы актуальны и волнуют нас, дошкольных работников. Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно- гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства. Для того, чтобы эта работа стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия — к привычке, от привычки — к потребности. В любых оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим обратный результат. Надо, что бы ребенок захотел это сделать, глядя на увлеченность, радость и удовольствие других детей и воспитателя. Поэтому так важно, чтобы среди детей как можно чаще звучал смех. Радостное состояние — естественное состояние здорового ребенка. Осознавая важность поставленной проблемы, мною был проведен анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью. В нашем детском саду еженедельно проводятся занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. Тематика занятий: "Где растут витамины?", "Чей нос лучше", "На зарядку становись!", "Я здоровье берегу — быть здоровым я хочу!" и др. Познавательные занятия разнообразны по форме: дидактические игры самостоятельные исследования, игровые познавательные программы и т.п. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. Занятия лучше проводить в игровой форме, каждое последующее занятие начинается с закрепления полученных ранее знаний. Непременное условие — позитивный эмоциональный настрой детей и предупреждение утомления. В ходе каждого занятия использовать различные динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры. Занятия — это всегда театрально — игровое действие, они заряжают детей положительными эмоциями. В работе по формированию привычки здорового образа жизни широко надо использовать литературные произведения. Например, стихи для малышей Н. Пикулевой и М. Дружининой, «Мойдодыр» К.Чуковского с иллюстрациями, «Неболейка» И.Соковня и «Румяные щечки» С. Прокофьевой. Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям. В результате познавательных занятий "Витаминный калейдоскоп», "Полезные продукты" дети узнают, какие продукты полезны для организма, какие витамины содержаться во фруктах и овощах. Полученные знания должны закрепляться на занятиях по изодеятельности, в лепке, в аппликации. конструировании. В ходе работы организовывать выставки поделок с привлечением родителей. Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребенка с детства бережно относиться к самому себе, заботиться с самых ранних лет о своем здоровье. Отсюда исходит необходимость создания системы работы в физическом воспитании. Во время занятий физической культурой с дошкольниками важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущении «мышечной радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к спортивным занятиям, желание посещать их. Дошкольникам не интересны «традиционные» учебно-тренировочные занятия, они быстро утомляются, начинают отвлекаться. В поисках средств повышения интереса детей к спортивным занятиям использовать в работе ритмическую и дыхательную гимнастику, театрализованные развлечения валеологического характера, валеологические игры, сюжетно-игровые и физкультурно-познавательные занятия. Каждое познавательное занятие начинается с беседы об изучаемом явлении ( «Зачем нужна зарядка?», «Почему полезно закаляться?», «Как нужно себя вести с незнакомыми людьми?» и т.д.). Физкультурно-познавательные занятия ценны тем, что дети не только накапливают двигательный опыт, но и приобретают знания, умения и навыки здорового образа жизни. В построении интегрированных занятий применять метод сложение русских сказок. Так же в работе использовать малые формы народного фольклора (потешки, прибаутки,) для оздоровительных пауз, что способствуют воспитанию детей в национальных традициях. Каждое занятие должно включать дыхательную гимнастику: «Часики», «Трубач», «Петух», «Каша кипит», «Насосы». «Корзиночка», «Тачка», «Мостик». Использовать в работе комплекс закаливания состоящий из следующих мероприятий: ежедневные оздоровительные прогулки; умывание холодной водой из-под крана рук до локтей перед едой и после каждого загрязнения рук; полоскание рта и горла прохладной водой после принятия пищи; хождение босиком после сна по «дорожке здоровья» с использованием физических упражнений; воздушные ванны до и после сна, во время утренней гимнастики, на занятиях по физической культуре. Для обеспечения достаточного уровня двигательной активности и закаливания на прогулке должна быть оборудована спортивная площадка на территории детского сада, в том числе изготовлен спортивный инвентарь. Способствует оздоровлению подвижные игры летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма. Данные формы работы весьма интересны дошкольникам. Они направлены на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, формируют знания о пользе физических занятий, игр и упражнений, развивают выносливость, внимание, самостоятельность, что в дальнейшем способствует эффективному обучению в школе. Стимулирует не только двигательную, но и познавательную активность. Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная система не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Важно сформировать у ребенка отношение к здоровью как к ценности, которую надо беречь и укреплять.
|