Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Здоровье
Автор: Солдатова Оксана Николаевна   
11.11.2023 09:53

Формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.Формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать? Эти и многие другие вопросы актуальны и волнуют нас, дошкольных работников.

Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно- гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства. Для того, чтобы эта работа стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия — к привычке, от привычки — к потребности. В любых оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим обратный результат. Надо, что бы ребенок захотел это сделать, глядя на увлеченность, радость и удовольствие других детей и воспитателя. Поэтому так важно, чтобы среди детей как можно чаще звучал смех. Радостное состояние — естественное состояние здорового ребенка.

Осознавая важность поставленной проблемы, мною был проведен анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью. В нашем детском саду еженедельно проводятся занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. Тематика занятий: "Где растут витамины?", "Чей нос лучше", "На зарядку становись!", "Я здоровье берегу — быть здоровым я хочу!" и др. Познавательные занятия разнообразны по форме: дидактические игры самостоятельные исследования, игровые познавательные программы и т.п. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме.

Занятия лучше проводить в игровой форме, каждое последующее занятие начинается с закрепления полученных ранее знаний. Непременное условие — позитивный эмоциональный настрой детей и предупреждение утомления. В ходе каждого занятия использовать различные динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры. Занятия — это всегда театрально — игровое действие, они заряжают детей положительными эмоциями. В работе по формированию привычки здорового образа жизни широко надо использовать литературные произведения. Например, стихи для малышей Н. Пикулевой и М. Дружининой, «Мойдодыр» К.Чуковского с иллюстрациями, «Неболейка» И.Соковня и «Румяные щечки» С. Прокофьевой. Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям. В результате познавательных занятий "Витаминный калейдоскоп», "Полезные продукты" дети узнают, какие продукты полезны для организма, какие витамины содержаться во фруктах и овощах. Полученные знания должны закрепляться на занятиях по изодеятельности, в лепке, в аппликации. конструировании. В ходе работы организовывать выставки поделок с привлечением родителей.

Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребенка с детства бережно относиться к самому себе, заботиться с самых ранних лет о своем здоровье. Отсюда исходит необходимость создания системы работы в физическом воспитании. Во время занятий физической культурой с дошкольниками важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущении «мышечной радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к спортивным занятиям, желание посещать их. Дошкольникам не интересны «традиционные» учебно-тренировочные занятия, они быстро утомляются, начинают отвлекаться. В поисках средств повышения интереса детей к спортивным занятиям использовать в работе ритмическую и дыхательную гимнастику, театрализованные развлечения валеологического характера, валеологические игры, сюжетно-игровые и физкультурно-познавательные занятия. Каждое познавательное занятие начинается с беседы об изучаемом явлении ( «Зачем нужна зарядка?», «Почему полезно закаляться?», «Как нужно себя вести с незнакомыми людьми?» и т.д.). Физкультурно-познавательные занятия ценны тем, что дети не только накапливают двигательный опыт, но и приобретают знания, умения и навыки здорового образа жизни.

В построении интегрированных занятий применять метод сложение русских сказок. Так же в работе использовать малые формы народного фольклора (потешки, прибаутки,) для оздоровительных пауз, что способствуют воспитанию детей в национальных традициях. Каждое занятие должно включать дыхательную гимнастику: «Часики», «Трубач», «Петух», «Каша кипит», «Насосы». «Корзиночка», «Тачка», «Мостик». Использовать в работе комплекс закаливания состоящий из следующих мероприятий: ежедневные оздоровительные прогулки; умывание холодной водой из-под крана рук до локтей перед едой и после каждого загрязнения рук; полоскание рта и горла прохладной водой после принятия пищи; хождение босиком после сна по «дорожке здоровья» с использованием физических упражнений; воздушные ванны до и после сна, во время утренней гимнастики, на занятиях по физической культуре.

Для обеспечения достаточного уровня двигательной активности и закаливания на прогулке должна быть оборудована спортивная площадка на территории детского сада, в том числе изготовлен спортивный инвентарь.

Способствует оздоровлению подвижные игры летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма.

Данные формы работы весьма интересны дошкольникам. Они направлены на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, формируют знания о пользе физических занятий, игр и упражнений, развивают выносливость, внимание, самостоятельность, что в дальнейшем способствует эффективному обучению в школе. Стимулирует не только двигательную, но и познавательную активность. Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная система не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Важно сформировать у ребенка отношение к здоровью как к ценности, которую надо беречь и укреплять.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год