Терапия камнями как один из эффективных арт — терапевтических методов работы с детьми ОВЗ |
Здоровье | |||
Автор: Боженко Анна Викторовна | |||
20.08.2023 19:59 | |||
Терапия камнями как один из эффективных арт — терапевтических методов работы с детьми ОВЗ В современной практике образования особую актуальность приобретает проблема развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т. п.). По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций ребенок переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит. Дошкольники с задержкой психического развития не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить помощи. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы, страдает сфера социальных эмоций, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Таким образом, в образовательной организации необходимо вести целенаправленную работу по эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи. В настоящее время в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия у детей с ограниченными возможностями здоровья многие педагоги и психологи такие, как Копытин А. И., Бурно М. Е., Лебедева Л. Д., Макарова Е. Г. и др., рассматривают искусство и художественно-творческую деятельность, а именно арт-терапию. Искусство рассматривается не как путь к отражению действительности в художественных образах, а как средство самовыражения, снижения психоэмоционального напряжения и коррекции эмоциональной сферы. Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру, проявить свои чувства и эмоции с помощью используемых символов в социально приемлемой форме. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. На арт-терапевтических занятиях с дошкольниками искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Применяемые в практике проведения рисуночной терапии задания можно разделить на следующие типы: предметно-тематический — основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми; образно-тематический — в основе рисование абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», изображение эмоциональных состояний и чувств «Радость», «Гнев», «Удивление»; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей; задания на совместную деятельность (коллективное рисование). Рассмотрим категорию детей с умственной отсталостью разной степени выраженности, которая усугубляется нарушениями слуха или нарушениями зрения. В числе сложных дефектов и задержка психического развития, сочетающаяся с дефектами слуха или зрения, с соматическими пороками. Камни, привлекая, будоража, способны «менять» состояние тревожности и связанных с ним ощущений (усталость, напряжение), на чувство безопасности, расслабленности, уверенности, доброжелательность, таким образом, высвобождая творческий потенциал, и делая возможной реализацию творческих потребностей, а значит, учат видеть, слышать, представлять, стремиться, реализовывать – одним словом — развиваться. Выявлен непроизвольный интерес детей к камням, использование камней в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, научно доказано, что цвет, форма и текстура камней воздействуют на психику человека, активизируя в головном мозге центры удовольствия посредством органов зрения, осязания и тактильных ощущений. Определим цели практического применения камня:
Работа с камнями организуется индивидуально. Подбор упражнений проводится с учётом имеющихся нарушений у ребёнка. При нарушенном зрении предлагаются белые камни средней и крупной величины на контрастной серой поверхности. При нарушенном слухе используются упражнения с отстукиванием: «Ударь по каждому большому (третьему, полосатому, с дырочкой) камню», «Погремушка», «Узнай, по чему я ударила» (по камню, по поролону, по коробке жестяной…), Для детей с нарушением моторики используются вначале крупные камни продолговатой формы шероховатой поверхности. По мере развития моторных умений ребёнка камни постепенно меняются на более круглые, мелкие и гладкие. Важно почувствовать особенности восприятия ребенком камней, ориентироваться на индивидуальные возможности и особенности. Усложнение упражнений, игр происходит по мере расширения индивидуальных возможностей детей с ОВЗ. Первый этап — этап знакомства детей с камнем. Рядом с ребенком на коврик или стол высыпается определенное количество разных камней, и взрослый не побуждает ребенка к совершению действий с ними, а сам демонстрирует способы деятельности: поглаживает, перемешивает их, постукивает ими, прячет в ладонях и т.д. Перефразируя известное изречение Луи де Бройля «Знания — дети удивления и любопытства», можно сказать, что удивление вызывает любопытство, а оно, в свою очередь, формирует знания. И вот уже удивление уступило место любопытству: ребенок САМ сначала с некоторой опаской протягивает руку (подавляющее большинство детей не имеют опыта взаимодействия с камнями), затем касается камешка, осторожно берет его и т.д. «Канал» сенсорного восприятия приоткрывается для приема информации. Второй этап -когда камень уже освоен, можно использовать такие упражнения как «Ванночка с камнями» (одна из разновидностей сенсорных ванн). Ребенку предлагается емкость с камнями разной формы, цвета и размера. Ребенок, чаще всего, заинтересовывается тем, что там находится и начинает перебирать, перекладывать их из емкости в емкость, рассматривать камни и т.д. Иными словами, происходит выявление особенностей камня: его можно высыпать из коробочки или разбросать на плоскости (стола, пола), им можно постучать или по нему можно постучать и т.д. Третий этап содержит в себе игры и упражнения, состоящие из ряда различных элементарных действий, еще не связанных между собой, но которые когда-то раньше производились — игра «Поиск игрушки». Педагог при ребёнке прячет в камнях одну игрушку, побуждая его к нахождению. По мере успешности поиска, игрушек используется несколько втайне от ребенка, а найти необходимо одну определенную. Помимо этой игры еще можно играть в:
Четвертый этап отражает сюжетные линии художественных произведений, жизненных ситуаций с использованием камней как замещающих предметов – колышки для забора, кирпичи для дома, продукты:
|