Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Терапия камнями как один из эффективных арт — терапевтических методов работы с детьми ОВЗ
Здоровье
Автор: Боженко Анна Викторовна   
20.08.2023 19:59

Терапия камнями как один из эффективных арт — терапевтических методов работы с детьми ОВЗТерапия камнями как один из эффективных арт — терапевтических методов работы с детьми ОВЗ

В современной практике образования особую актуальность приобретает проблема развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т. п.). По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций ребенок переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит.

Дошкольники с задержкой психического развития не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить помощи. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы, страдает сфера социальных эмоций, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Таким образом, в образовательной организации необходимо вести целенаправленную работу по эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи. В настоящее время в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия у детей с ограниченными возможностями здоровья многие педагоги и психологи такие, как Копытин А. И., Бурно М. Е., Лебедева Л. Д., Макарова Е. Г. и др., рассматривают искусство и художественно-творческую деятельность, а именно арт-терапию.

Искусство рассматривается не как путь к отражению действительности в художественных образах, а как средство самовыражения, снижения психоэмоционального напряжения и коррекции эмоциональной сферы. Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру, проявить свои чувства и эмоции с помощью используемых символов в социально приемлемой форме. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. На арт-терапевтических занятиях с дошкольниками искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Применяемые в практике проведения рисуночной терапии задания можно разделить на следующие типы: предметно-тематический — основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми; образно-тематический — в основе рисование абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», изображение эмоциональных состояний и чувств «Радость», «Гнев», «Удивление»; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей; задания на совместную деятельность (коллективное рисование). Рассмотрим категорию детей с умственной отсталостью разной степени выраженности, которая усугубляется нарушениями слуха или нарушениями зрения. В числе сложных дефектов и задержка психического развития, сочетающаяся с дефектами слуха или зрения, с соматическими пороками. Камни, привлекая, будоража, способны «менять» состояние тревожности и связанных с ним ощущений (усталость, напряжение), на чувство безопасности, расслабленности, уверенности, доброжелательность, таким образом, высвобождая творческий потенциал, и делая возможной реализацию творческих потребностей, а значит, учат видеть, слышать, представлять, стремиться, реализовывать – одним словом — развиваться. Выявлен непроизвольный интерес детей к камням, использование камней в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, научно доказано, что цвет, форма и текстура камней воздействуют на психику человека, активизируя в головном мозге центры удовольствия посредством органов зрения, осязания и тактильных ощущений.

Определим цели практического применения камня:

  • расширение кругозора детей, развитие их познавательного интереса, умение размышлять;
  • развитие познавательных процессов: внимания, зрительной, слуховой и тактильной чувствительности;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие творческого потенциала;
  • снижение у детей с ОВЗ эмоциональных проблем. а также задачи:
  1. стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения;
  2. развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную;
  3. воспитание произвольного внимания, способности внимательно и терпеливо слушать других;
  4. воспитание эстетического отношения к камням.

Работа с камнями организуется индивидуально. Подбор упражнений проводится с учётом имеющихся нарушений у ребёнка. При нарушенном зрении предлагаются белые камни средней и крупной величины на контрастной серой поверхности. При нарушенном слухе используются упражнения с отстукиванием: «Ударь по каждому большому (третьему, полосатому, с дырочкой) камню», «Погремушка», «Узнай, по чему я ударила» (по камню, по поролону, по коробке жестяной…), Для детей с нарушением моторики используются вначале крупные камни продолговатой формы шероховатой поверхности. По мере развития моторных умений ребёнка камни постепенно меняются на более круглые, мелкие и гладкие. Важно почувствовать особенности восприятия ребенком камней, ориентироваться на индивидуальные возможности и особенности. Усложнение упражнений, игр происходит по мере расширения индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.

Первый этап — этап знакомства детей с камнем. Рядом с ребенком на коврик или стол высыпается определенное количество разных камней, и взрослый не побуждает ребенка к совершению действий с ними, а сам демонстрирует способы деятельности: поглаживает, перемешивает их, постукивает ими, прячет в ладонях и т.д. Перефразируя известное изречение Луи де Бройля «Знания — дети удивления и любопытства», можно сказать, что удивление вызывает любопытство, а оно, в свою очередь, формирует знания. И вот уже удивление уступило место любопытству: ребенок САМ сначала с некоторой опаской протягивает руку (подавляющее большинство детей не имеют опыта взаимодействия с камнями), затем касается камешка, осторожно берет его и т.д. «Канал» сенсорного восприятия приоткрывается для приема информации.

Второй этап -когда камень уже освоен, можно использовать такие упражнения как «Ванночка с камнями» (одна из разновидностей сенсорных ванн). Ребенку предлагается емкость с камнями разной формы, цвета и размера. Ребенок, чаще всего, заинтересовывается тем, что там находится и начинает перебирать, перекладывать их из емкости в емкость, рассматривать камни и т.д. Иными словами, происходит выявление особенностей камня: его можно высыпать из коробочки или разбросать на плоскости (стола, пола), им можно постучать или по нему можно постучать и т.д.

Третий этап содержит в себе игры и упражнения, состоящие из ряда различных элементарных действий, еще не связанных между собой, но которые когда-то раньше производились — игра «Поиск игрушки». Педагог при ребёнке прячет в камнях одну игрушку, побуждая его к нахождению. По мере успешности поиска, игрушек используется несколько втайне от ребенка, а найти необходимо одну определенную.

Помимо этой игры еще можно играть в:

  • «Собери камешки в коробку» (ведерко; бутылку; тубус; мешочек — по мере усложнения);
  • «Нащупай в мешочке камень» (среди салфеток, игрушек, кубиков…);
  • «Нащупай в мешочке камень» (большой, маленький; круглый/ угловатый; с дырочкой и без; и т.п.)»

Четвертый этап отражает сюжетные линии художественных произведений, жизненных ситуаций с использованием камней как замещающих предметов – колышки для забора, кирпичи для дома, продукты:

  • «Спрячь зайчика от волка» (выложить линию между животными);
  • «Выложи забор вокруг сада/двора» (выложить округлую линию по заданному произвольному периметру);
  • «Построй домик для …» (выложить изображение по нарисованной мелом воображаемой линии);
  • «Выложи геометрическую фигуру» (по заданному воображаемому контуру) и т.п.;
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год