Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками с ТНР» |
Здоровье | |||
Автор: Скворцова Наталия Викторовна | |||
07.04.2023 09:04 | |||
Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками с ТНР» Автор: учитель-логопед Скворцова Наталия Викторовна Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения. Среди воспитанников с нарушениями речевого развития высок процент тех, у кого имеются проблемы в развитии общей и мелкой моторики, нарушение артикуляционных укладов, нарушение дыхания и голосообразования, что приводит к увеличению срока коррекции, трудностям в социализации дошкольников и адаптации к школьному обучению. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы воздействия во многих случаях не приносят заметных результатов. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в работу педагогов дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, а также просветительная деятельность среди родителей.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в комплексной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда, можно условно разделить на следующие виды:
В своей работе применяем дыхательную и артикуляционную гимнастику, элементы биоэнергопластики, пальчиковую гимнастику, Су-джок терапию, самомассаж, релаксацию, физкультурные минутки, элементы психогимнастики — формулы правильной речи. Занятия начинаем с установок на правильную и красивую речь (элементы психогимнастики): Говорим всегда красиво, Чётко и неторопливо. Вспоминаем обязательно, Что учили на занятии. Самомассаж лица по лексической теме проводим в водной части занятия, чтобы настроить детей на работу. Массаж является важным средством оздоровления организма ребенка. Он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови и лимфы, усиливает функции потовых и сальных желез, что положительно влияет на обмен веществ. Вызывает у детей приятные ощущения, бодрое настроение, побуждает к активности. Приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). Продолжительность самомассажа для дошкольников 5-7 минут. Самомассаж лица «Весна» Мы весну встречаем Поглаживающие движения лба от середины к вискам С первыми лучами. Указ. пальцами от переносицы к крыльям Они весело бегут, 4 пальца от носа к ушам Звонко песенку поют. Круговые растирания по щекам Первые капели Постукивающие движения по щекам В полдень зазвенели. Стал мороз весною слаб, Пощипывание подбородка ук. и бол. пальц Снегу жарко: Указ. пальцами над верхней губой кап, кап, кап. Указ. пальцами постучать под нижн. губой. Неотъемлемой и очень важная часть логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика — выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц губ, языка, щек, мягкого нёба. Различают статические и динамические артикуляционные упражнения. Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Динамические упражнения – это упражнения, где необходимы правильные движения щек, губ, языка. Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. Артикуляционная гимнастика с детьми проводится с использованием зеркал. На индивидуальном занятии перед большим зеркалом, а на групповом занятии с настольными зеркалами. Артикуляционную гимнастику с детьми начинаем с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков. Для того чтобы повысить интерес детей к выполнению сложных упражнений, сделать ежедневные тренировки интересными и увлекательными, изготовлены картотеки артикуляционной гимнастики с картинками – символами упражнений, презентация «Артикуляционная гимнастика с Машей», «Логопедические ходилки-бродилки», артикуляционные игры с липучками «Снегопад», «Деревенька», артикуляционные тренажеры «Совунья», «Нюша», «Зебра Зина». Для родителей подготовлены буклеты с рекомендациями по выполнению артикуляционной гимнастики, карточки с символами упражнений. Успешно применяются «Сказки о Весёлом язычке», включающие в себя целый комплекс упражнений и сказкотерапию, выполнение упражнений в стихотворной форме. Пальчиковая гимнастика – это пассивные или активные движения пальцами рук. Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Этапы разучивания пальчиковых игр:
Упражнения сначала выполняются ведущей рукой ребенка, затем другой рукой и на двух руках одновременно. Пальчиковую гимнастику я подбираю в соответствии с лексической темой. Массаж пальцев рук проводим, начиная с большого пальца и до мизинца. Растираем сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаемся к основанию. Детям очень нравится выполнять упражнения с Су-джок мячом. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений. Приемы Су – Джок терапии:
Движения могут быть различными — круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. В занятия включаю биоэнергопластику — интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. По данным ученых, движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения оказывают эффект на физическое и психическое состояние человека. В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко. Биоэнергопластика используется как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. Этапы работы:
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой под музыку «В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!» (запись отрывка песни «Учиться надо весело») В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки! (Блинчики, ладонь прямая) По лесенке знаний шагайте смелей! (Упражнение «Качели», движение ладони вверх- вниз) Чудесные встречи и добрые книжки (Упражнение «Часики», двигают ладонью влево — вправо) Ступеньками будут на ней. (Упражнение «Качели», за зубами, движение ладони вверх- вниз) И песенка, и песенка (Вкусное варенье, ладонью выполняют круговые движения вправо) В дороге пригодится. Учиться надо весело, Учиться надо весело! (Упражнение «Вкусное варенье», ладонью выполняют круговые движения влево) Учиться будем весело, Чтоб хорошо учиться! (Упражнение «Лошадка», щелчки пальцами) Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Очень хорошо использовать в работе с такими детьми упражнения на релаксацию. Релаксация — комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Особенно такие упражнения нужны детям с заиканием, запинками в речи. Сначала вызывается расслабление рук, так как дети хорошо чувствуют мышцы рук и им легче ощущать это расслабление. Ещё больше поможет сопоставление напряжённости мышц рук с их расслаблением. На этом контрасте построено обучение расслаблению мышц рук, ног, затем туловища, шеи, мышц живота и речевого аппарата. «На пляже». Упражнение для расслабления рук, ног, корпуса по контрасту с напряжением. Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, руки и ноги поднимаем, держим… Ноги и руки устали. Опускаем. Ноги и руки свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте как я: Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем, Выше руки поднимаем. Держим, держим, напрягаем… Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол, руки — на колени) Ноги не напряжены, Руки не напряжены и рассла-а-блены. Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох. Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Для проведения дыхательных упражнений в кабинете имеется необходимое оборудование:
Для того чтобы научить ребенка вдыхать носом, использую игру «Понюхай апельсин», «Ныряльщики». С ребятами, у которых запинки в речи, провожу на индивидуальных занятиях дыхательную гимнастику под музыку. Отрабатывая правильное речевое дыхание, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий:
У дошкольников развивается мелкая моторика рук, улучшается переключаемость движений, развивается координация движений рук, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма; формируется целенаправленная воздушная струя, увеличивается объем и сила воздушной струи, точность выполняемых движений улучшается, увеличивается объем артикуляционных движений, а следовательно улучшается звукопроизношение дошкольников.
Список литературы:
|