Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками с ТНР»
Здоровье
Автор: Скворцова Наталия Викторовна   
07.04.2023 09:04

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками с ТНР»Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками с ТНР»

Автор: учитель-логопед Скворцова Наталия Викторовна

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения. Среди воспитанников с нарушениями речевого развития высок процент тех, у кого имеются проблемы в развитии общей и мелкой моторики, нарушение артикуляционных укладов, нарушение дыхания и голосообразования, что приводит к увеличению срока коррекции, трудностям в социализации дошкольников и адаптации к школьному обучению.

Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы воздействия во многих случаях не приносят заметных результатов.

В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в работу педагогов дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, а также просветительная деятельность среди родителей.

 

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в комплексной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда, можно условно разделить на следующие виды:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, элементы су-джок терапии, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж).
  3. Коррекционные технологии: (Различные виды гимнастик — дыхательная, мимическая, артикуляционная, голосовая, элементы биоэнергопластики; логопедический массаж, фонетическая и логопедическая ритмика; технологии музыкального воздействия, психогимнастика).

В своей работе применяем дыхательную и артикуляционную гимнастику, элементы биоэнергопластики, пальчиковую гимнастику, Су-джок терапию, самомассаж, релаксацию, физкультурные минутки, элементы психогимнастики — формулы правильной речи.

Занятия начинаем с установок на правильную и красивую речь (элементы психогимнастики):

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии.

Самомассаж лица по лексической теме проводим в водной части занятия, чтобы настроить детей на работу. Массаж является важным средством оздоровления организма ребенка. Он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови и лимфы, усиливает функции потовых и сальных желез, что положительно влияет на обмен веществ. Вызывает у детей приятные ощущения, бодрое настроение, побуждает к активности.

Приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). Продолжительность самомассажа для дошкольников 5-7 минут.

Самомассаж лица «Весна»

Мы весну встречаем Поглаживающие движения лба

от середины к вискам

С первыми лучами. Указ. пальцами от переносицы к крыльям

Они весело бегут, 4 пальца от носа к ушам

Звонко песенку поют. Круговые растирания по щекам

Первые капели Постукивающие движения по щекам

В полдень зазвенели.

Стал мороз весною слаб, Пощипывание подбородка ук. и бол. пальц

Снегу жарко: Указ. пальцами над верхней губой

кап, кап, кап. Указ. пальцами постучать под нижн. губой.

Неотъемлемой и очень важная часть логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, является артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц губ, языка, щек, мягкого нёба. Различают статические и динамические артикуляционные упражнения.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка.

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимы правильные движения щек, губ, языка. Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.

Артикуляционная гимнастика с детьми проводится с использованием зеркал. На индивидуальном занятии перед большим зеркалом, а на групповом занятии с настольными зеркалами. Артикуляционную гимнастику с детьми начинаем с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Для того чтобы повысить интерес детей к выполнению сложных упражнений, сделать ежедневные тренировки интересными и увлекательными, изготовлены картотеки артикуляционной гимнастики с картинками – символами упражнений, презентация «Артикуляционная гимнастика с Машей», «Логопедические ходилки-бродилки», артикуляционные игры с липучками «Снегопад», «Деревенька», артикуляционные тренажеры «Совунья», «Нюша», «Зебра Зина». Для родителей подготовлены буклеты с рекомендациями по выполнению артикуляционной гимнастики, карточки с символами упражнений. Успешно применяются «Сказки о Весёлом язычке», включающие в себя целый комплекс упражнений и сказкотерапию, выполнение упражнений в стихотворной форме.

Пальчиковая гимнастика – это пассивные или активные движения пальцами рук. Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме.

Этапы разучивания пальчиковых игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру ребенку сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Упражнения сначала выполняются ведущей рукой ребенка, затем другой рукой и на двух руках одновременно.

Пальчиковую гимнастику я подбираю в соответствии с лексической темой.

Массаж пальцев рук проводим, начиная с большого пальца и до мизинца. Растираем сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаемся к основанию.

Детям очень нравится выполнять упражнения с Су-джок мячом. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Приемы Су – Джок терапии:

  • Массаж специальным шариком
  • Массаж эластичным кольцом

Движения могут быть различными — круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

В занятия включаю биоэнергопластику — интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

По данным ученых, движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения оказывают эффект на физическое и психическое состояние человека. В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко. Биоэнергопластика используется как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

Этапы работы:

  1. этап — диагностический. Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков. Ребенок повторяет артикуляционные упражнения за логопедом, рука не включается.
  2. этап — подготовительный. Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике. Педагог включает в упражнения свою ведущую руку. Рука ребенка не включается.
  3. этап — основной. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с перчаточными куклами. Включается ведущая рука ребенка, затем другая рука. Постепенно ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук в перчатках-игрушках имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.
  4. этап — заключительный. Когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук в перчатках.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой под музыку

«В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!»

(запись отрывка песни «Учиться надо весело»)

В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки! (Блинчики, ладонь прямая)

По лесенке знаний шагайте смелей!

(Упражнение «Качели», движение ладони вверх- вниз)

Чудесные встречи и добрые книжки

(Упражнение «Часики», двигают ладонью влево — вправо)

Ступеньками будут на ней.

(Упражнение «Качели», за зубами, движение ладони вверх- вниз)

И песенка, и песенка

(Вкусное варенье, ладонью выполняют круговые движения вправо)

В дороге пригодится.

Учиться надо весело,

Учиться надо весело!

(Упражнение «Вкусное варенье», ладонью выполняют круговые движения влево)

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться!

(Упражнение «Лошадка», щелчки пальцами)

Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Очень хорошо использовать в работе с такими детьми упражнения на релаксацию.

Релаксация — комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Особенно такие упражнения нужны детям с заиканием, запинками в речи.

Сначала вызывается расслабление рук, так как дети хорошо чувствуют мышцы рук и им легче ощущать это расслабление. Ещё больше поможет сопоставление напряжённости мышц рук с их расслаблением. На этом контрасте построено обучение расслаблению мышц рук, ног, затем туловища, шеи, мышц живота и речевого аппарата.

«На пляже». Упражнение для расслабления рук, ног, корпуса по контрасту с напряжением.

Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, руки и ноги поднимаем, держим… Ноги и руки устали. Опускаем. Ноги и руки свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте как я:

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем,

Выше руки поднимаем.

Держим, держим, напрягаем…

Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол, руки — на колени)

Ноги не напряжены,

Руки не напряжены и рассла-а-блены.

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох. Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Для проведения дыхательных упражнений в кабинете имеется необходимое оборудование:

  • Игра — тренажер для дыхания «Веселые зверята»
  • Дыхательные игры: «Загони мяч в ворота», «Остуди чай», «Лыжники»
  • Воздушные мобили «Подуй на снежинку (листочки, птичку, бабочку)»
  • Тренажеры «Накорми кошку», «Накорми пчелку», «Прожорливый апельсин», «Клубничка», «Тучка».
  • Арома –сквиши апельсин и арбуз

Для того чтобы научить ребенка вдыхать носом, использую игру «Понюхай апельсин», «Ныряльщики». С ребятами, у которых запинки в речи, провожу на индивидуальных занятиях дыхательную гимнастику под музыку.

Отрабатывая правильное речевое дыхание, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
  2. губы при выдохе немного открыты ( «трубочкой»);
  3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;
  4. не поднимать плечи;
  5. не надувать щеки при выдохе;
  6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
  7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
  8. выполнять упражнения в проветренном помещении, до еды.

Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий:

  • повысит результативность коррекционного — образовательного процесса.

У дошкольников развивается мелкая моторика рук, улучшается переключаемость движений, развивается координация движений рук, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма; формируется целенаправленная воздушная струя, увеличивается объем и сила воздушной струи, точность выполняемых движений улучшается, увеличивается объем артикуляционных движений, а следовательно улучшается звукопроизношение дошкольников.

  • сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Список литературы:

  1. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии [Текст] / В.М. Акименко: учебно-метод. пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 105с.
  2. Бушлякова, Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой [Текст] / Р.Г. Бушлякова. – Детство-Пресс, 2011. – 240с.
  3. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый игротренинг, сопряженная гимнастика [Текст] / авт. — сост. С.Н. Токарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 171 с.
  4. Лазаренко, О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений [Текст] / О.И. Лазаренко. – М.Айрис-пресс, 2011. – 32с.: ил.
  5. Османова, Г.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж при коррекции речевых нарушений [Текст] / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. – Санкт-Петербург КАРО, 2018. – 88с.: ил.
  6. Османова, Г.А. Превращение ладошки: Играем и развиваем мелкую
  7. Османова, Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр [Текст] / Г.А. Османова. – СПб.: КАРО, 2014. – 160с.: ил.
  8. Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса [Текст] / Е.А. Пожиленко. – СПб.: КАРО, 2009. – 92с.: ил.
  9. Танцюра, С.Ю. Васильева, И.Н. Артикуляционная, дыхательная и речедвигательная гимнастика в условиях логопункта ДОО [Текст] / С. Ю. Танцюра, И. Н. Васильева. – М.Сфера, 2019.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год