Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ |
Здоровье | |||
Автор: Павлова Елена Александровна Масленникова Наталья Александровна Николаева Анна Николаевна | |||
18.12.2022 15:15 | |||
Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ Аннотация: сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является актуальной проблемой настоящего времени. В статье рассматривается одна из форм работы с дошкольниками по физическому воспитанию, транслируется опыт работы здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Ключевые слова: физическое воспитание дошкольников; здоровьесберегающие технологии; дополнительная образовательная программа; фитбол-аэробика. Формирование фундамента физического и психического здоровья детей происходит именно в дошкольном возрасте. Заботясь о воспитании здорового поколения необходимо применять более эффективные формы и методы для сохранения и укрепления здоровья дошкольников и подготовки их к здоровьюсбережению. Здоровьесберегающие технологии – это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс. Он направлен на сохранение и укрепление здоровья, на повышение интереса к физической культуре и спорту, а также на содействия приобретения двигательного опыта детей, повышения уровня ежедневной двигательной активности, становления целенаправленности саморегуляции в двигательной активн
Формирование физической культуры дошкольников должно быть одним из приоритетных направлений работы воспитателя дошкольной образовательной организации. На разных этапах дошкольного образования применяются различные технологии и методики физического воспитания. Наряду с общей образовательной программой по физическому воспитанию дошкольников огромную роль играет дополнительное образование ребят. Дошкольное образование все дети получают в одинаковом объеме, что определяет ФГОС ДО. Дополнительное образование не стандартно и реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности и вариантности. В Федеральном Законе «Об Образовании в РФ». Глава 10. Статья 75. Дополнительное образование говорится: «п №1 Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности». Начиная работу по теме «здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста», проанализировав методические пособия по исследуемой проблеме наиболее интересными считаю работы Власенко Н. Э. «Методика проведения физкультурных занятий с элементами фитбол-гимнастики с детьми дошкольного возраста» и Акимовой С. В. «Фитбол — аэробика (дошкольное отделение)». На основе методической литературы я разработала дополнительную общеразвивающую программу «Фитбол-аэробика волшебный мяч» (ДОП) — как одну из здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. ДОП разработана с учетом современных тенденций, новаций в образовании, по принципу модульного освоения материала. Это новое современное направление оздоровительной работы. Фитбол – это большой мяч, который имеет определенные свойства (размер, цвет и упругость). Внедрение фитбола легко вписывается в образовательный процесс детского сада. Фитбол – это практически единственный вид спорта, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от физических занятий. Занятия на таких мячах уникальны по своему воздействию на организм занимающихся. Главная цель упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижность в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. При реализации программы у детей формируются практические навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, развивается осознанное отношение к своему здоровью, воспитывается умение бережно относиться к своему организму, оценивать себя и свое состояние. Программа рассчитана на 1 год и распределена по 3 блокам: основы знаний, учебный материал (умения и навыки) и практический материал (развитие двигательных способностей). «Основы знаний» — теоретический раздел программы, представленный различными темами без знания которых овладение практическим материалом является невозможным. «Учебный материал» включает в себя формирование умений, навыков двигательных способностей средствами фитбол-аэробики, которые представлены «Фитболом». «Практический материал» включает в себя развитие двигательных способностей по средствам фитбол-аэробики в виде самостоятельных заданий для детей, которые могут служить дополнением к изучению программного материала. Весь учебный материал распределен на год обучения, дается последовательно и равномерно на каждом занятии. Содержание тем включает в себя характеристику фитбол-гимнастики и описание её влияния на организм занимающихся, правила поведения в зале и предупреждения травматизма, основы личной гигиены и здорового образа жизни. Физкультурные занятия с фитболом проводятся по подгруппам с учетом групп здоровья и роста. Они проводятся по традиционным частям: подготовительная, основная и заключительная.
Планируемые результаты освоения программы основаны на овладении обучающимися знаниями, умениями и навыками по всем модулям программы и по каждому модулю отдельно. Праздники, досуги, развлечения, флешмобы, участие в соревнованиях, выступления перед родителями – все является результатом освоения программы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Список литературы
|