Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Здоровье
Автор: Павлова Елена Александровна Масленникова Наталья Александровна Николаева Анна Николаевна   
18.12.2022 15:15

Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУРеализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Аннотация: сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является актуальной проблемой настоящего времени.

В статье рассматривается одна из форм работы с дошкольниками по физическому воспитанию, транслируется опыт работы здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.

Ключевые слова: физическое воспитание дошкольников; здоровьесберегающие технологии; дополнительная образовательная программа; фитбол-аэробика.

Формирование фундамента физического и психического здоровья детей происходит именно в дошкольном возрасте. Заботясь о воспитании здорового поколения необходимо применять более эффективные формы и методы для сохранения и укрепления здоровья дошкольников и подготовки их к здоровьюсбережению. Здоровьесберегающие технологии – это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс. Он направлен на сохранение и укрепление здоровья, на повышение интереса к физической культуре и спорту, а также на содействия приобретения двигательного опыта детей, повышения уровня ежедневной двигательной активности, становления целенаправленности саморегуляции в двигательной активн

 

Формирование физической культуры дошкольников должно быть одним из приоритетных направлений работы воспитателя дошкольной образовательной организации. На разных этапах дошкольного образования применяются различные технологии и методики физического воспитания. Наряду с общей образовательной программой по физическому воспитанию дошкольников огромную роль играет дополнительное образование ребят. Дошкольное образование все дети получают в одинаковом объеме, что определяет ФГОС ДО. Дополнительное образование не стандартно и реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности и вариантности.

В Федеральном Законе «Об Образовании в РФ». Глава 10. Статья 75. Дополнительное образование говорится: «п №1 Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».

Начиная работу по теме «здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста», проанализировав методические пособия по исследуемой проблеме наиболее интересными считаю работы Власенко Н. Э. «Методика проведения физкультурных занятий с элементами фитбол-гимнастики с детьми дошкольного возраста» и Акимовой С. В. «Фитбол — аэробика (дошкольное отделение)».

На основе методической литературы я разработала дополнительную общеразвивающую программу «Фитбол-аэробика волшебный мяч» (ДОП) — как одну из здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. ДОП разработана с учетом современных тенденций, новаций в образовании, по принципу модульного освоения материала. Это новое современное направление оздоровительной работы. Фитбол – это большой мяч, который имеет определенные свойства (размер, цвет и упругость). Внедрение фитбола легко вписывается в образовательный процесс детского сада. Фитбол – это практически единственный вид спорта, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от физических занятий. Занятия на таких мячах уникальны по своему воздействию на организм занимающихся.

Главная цель упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижность в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. При реализации программы у детей формируются практические навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, развивается осознанное отношение к своему здоровью, воспитывается умение бережно относиться к своему организму, оценивать себя и свое состояние.

Программа рассчитана на 1 год и распределена по 3 блокам: основы знаний, учебный материал (умения и навыки) и практический материал (развитие двигательных способностей).

«Основы знаний» — теоретический раздел программы, представленный различными темами без знания которых овладение практическим материалом является невозможным.

«Учебный материал» включает в себя формирование умений, навыков двигательных способностей средствами фитбол-аэробики, которые представлены «Фитболом».

«Практический материал» включает в себя развитие двигательных способностей по средствам фитбол-аэробики в виде самостоятельных заданий для детей, которые могут служить дополнением к изучению программного материала.

Весь учебный материал распределен на год обучения, дается последовательно и равномерно на каждом занятии. Содержание тем включает в себя характеристику фитбол-гимнастики и описание её влияния на организм занимающихся, правила поведения в зале и предупреждения травматизма, основы личной гигиены и здорового образа жизни. Физкультурные занятия с фитболом проводятся по подгруппам с учетом групп здоровья и роста.

Они проводятся по традиционным частям: подготовительная, основная и заключительная.

  1. Подготовительная часть включает ходьбу вокруг мячей «змейкой», бег вокруг мячей друг за другом, держа мяч за «рожки» на спине и пружинистые покачивания. Они обеспечивают выравнивание спины в нейтрально-оптимальное положение, возбуждают согласованную активизацию мышц позвоночника; тренируют правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке туловища.
  2. В основной части занятия используются исходные положения (и. п.): лежа животом на мяче, лежа спиной на мяче, лежа боком на мяче, лежа на полу мяч под ногами, прыжки на мяче с продвижением вперед, перекаты на животе на мяче. Упражнения, выполняемые в данных и.п. позволяют развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц, укрепить координацию движений, повысить неспецифические защитные силы организма.
  3. Заключительная часть – это дыхательные упражнения на релаксацию в сопровождения медленной музыки.

Планируемые результаты освоения программы основаны на овладении обучающимися знаниями, умениями и навыками по всем модулям программы и по каждому модулю отдельно. Праздники, досуги, развлечения, флешмобы, участие в соревнованиях, выступления перед родителями – все является результатом освоения программы.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Список литературы

  1. Акимова С.В. Фитбол-Аэробика (Дошкольное отделение) Воспитание дошкольников -2013.
  2. Власенко Н.Э. Методика проведения физкультурных занятий с элементами Фитбол-гимнастики с детьми дошкольного возраста. // Дощкольник: методика и практика воспитания и обучения -2014.
  3. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-М.: Энас, 2006
  4. Кузьмина С.В. К вопросу о влиянии занятий фитбол — аэробикой на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста // Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: сб. матер. Всерос. науч. — практ. конф. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
  5. Федеральный закон «Об образовании в РФ». гл. 10, ст. 75
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год