Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО |
Здоровье | |||
Автор: Ячник Светлана Александровна | |||
02.12.2022 23:19 | |||
Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО Ячник С.А., воспитатель ГБДОУ детский сад №95 Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Здоровье детей — здоровье нации!» Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Здоровье детей – будущее нашей страны, ее национальной безопасности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в здоровом образе жизни. По ФГОС одним из основных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников. Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий:
Система здоровьесбережения в ДОУ:
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ:
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада. Картотека здоровьесберегающих технологий: - Физкультминутки Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки (динамичные паузы). Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения. - Дыхательная гимнастика Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. - Пальчиковая гимнастика Это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. - Гимнастика для глаз Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. - Ритмопластика Это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. - Игротерапия Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, с целью самовыразиться, снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от страхов, стать увереннее в себе. - Психогимнастика Эта технология используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья, для нормализации состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами, для коррекции отклонений в поведении или характере. Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды: фитотерапию, цветотерапию, музыкотерапию, ароматерапию, витаминотерапию, физиотерапию, гелиотерапию, песочную терапию. Суть таких технологий понятна исходя из их названий. С целью реализации здоровьесберегающей технологии в детском саду необходимо создать условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Спортивные площадки, тренажёрный и спортивный залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. В каждой возрастной группе должны быть оборудованы уголки двигательной активности, которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием. Для каждой возрастной группы должен быть составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста. В каждый вид деятельности должны быть включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения. Принципы здоровьесберегающих технологий:
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
|