СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА |
Здоровье | |||
Автор: Дементьева Евгения Алексеевна Тарасова Юлия Евгеньевна | |||
08.11.2022 18:45 | |||
СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье рассматриваются современные здоровьесберегающие технологии для детей раннего возраста, анализируется их вклад в адаптацию ребенка в первые дни его пребывания в ДОУ. Обозначаются задачи здоровьесберегающих технологий, а также рассматривается их разновидность. Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, ДОУ, дети, здоровье, адаптация В настоящее время приоритетными задачами концепции дошкольного образования являются сохранение и укрепление здоровья ребенка. Поэтому деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на создание комфортных условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Особую роль играет тот факт, что именно в дошкольном возрасте у ребенка формируются основные составляющие, например, общая работоспособность организма, которые в дальнейшем будут оказывать непосредственное влияние на ребенка во взрослом возрасте. Исследования в данной сфере проводили известные ученые в сфере дошкольного образования: Л.А. Парамононова, Т. И. Алиева, О. М. Дьяченко и др. Они разрабатывали комплекс программ по здоровьесбережению детей, а также внедряли их в учебный процесс. Данные программы получили название «здоровьесберегающие технологии». Применение их в учебном процессе, помогает не только сохранить и укрепить здоровье ребенка, но и сформировать у него собственные привычки здорового образа жизни, которые в дальнейшем ребенок сможет применить в повседневной жизни.
Ранний возраст, как правило, характеризуется ограниченной адаптацией ребенка, ему сложно привыкать к новым условиям, что в последствие может вызвать стресс. Именно в этом возрасте ребенок наиболее уязвим, и нуждается в дополнительной помощи. Поэтому здоровьесберегабщие технологии необходимо внедрять в учебный процесс как можно раньше, а именно с первых дней пребывания ребенка в ДОУ [3]. Выделяют следующие задачи здоровьесберегающих технологий:
М. В. Меличева считает, что в ДОУ главную роль играют две составляющие: пространство и деятельность. Чтобы ребенок в ДОУ чувствовал себя максимально комфортно необходимо: во-первых, следить за санитарно-гигиеническими условиями жизнедеятельности детей (создание условий для рационального питания, благоприятный воздушно-тепловой режим, естественное освещение и инсоляция и т.д.); во-вторых, обеспечить условия для двигательной активности. Для лучшей организации пространства его необходимо разделить на три части. В двух первых будут находится игрушки или развивающее и спортивное оборудование, последняя часть должна быть предназначена для детей, где они смогут свободно играть [2]. Здоровьесберегающие технлогии можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Фундаментом традиционных методов является двигательная активность, например, физкультурные занятия, комплексы утренней гимнастики и т.д. Нетрадиционными считаются: музыкотерапия, сказкатерапия, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Для того, чтобы занятие было более эффективным, в образовательном процессе необходимо чередовать традиционные и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии. В ходе занятий должны быть предусмотрены мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения. В перерывах между занятиями необходимо проводить динамические паузы и физминутки, которые не только способствуют повышению двигательной активности, но и физическому, психическому и речевому развитию в целом. На занятиях важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, следовательно, выстраивать взаимодействие на субъектном отношении к ребенку. Остановимся более подробно на некоторых приемах здоровьесберегающих технологий. Мы рассмотрим защитно-профиактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие, информационно-обучающие.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий формирует у ребенка осознанную потребность в здоровье, разъясняет основы здорового образа жизни, а также развивают положительную мотивацию и укрепляют здоровье. Помимо этого, здоровьесберегабщие технологии положительно влияют на воспитательно-образовательный процесс. Список литературы:
|