Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Здоровье
Автор: Дементьева Евгения Алексеевна Тарасова Юлия Евгеньевна   
08.11.2022 18:45

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТАСОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются современные здоровьесберегающие технологии для детей раннего возраста, анализируется их вклад в адаптацию ребенка в первые дни его пребывания в ДОУ. Обозначаются задачи здоровьесберегающих технологий, а также рассматривается их разновидность.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, ДОУ, дети, здоровье, адаптация

В настоящее время приоритетными задачами концепции дошкольного образования являются сохранение и укрепление здоровья ребенка. Поэтому деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на создание комфортных условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Особую роль играет тот факт, что именно в дошкольном возрасте у ребенка формируются основные составляющие, например, общая работоспособность организма, которые в дальнейшем будут оказывать непосредственное влияние на ребенка во взрослом возрасте. Исследования в данной сфере проводили известные ученые в сфере дошкольного образования: Л.А. Парамононова, Т. И. Алиева, О. М. Дьяченко и др. Они разрабатывали комплекс программ по здоровьесбережению детей, а также внедряли их в учебный процесс. Данные программы получили название «здоровьесберегающие технологии». Применение их в учебном процессе, помогает не только сохранить и укрепить здоровье ребенка, но и сформировать у него собственные привычки здорового образа жизни, которые в дальнейшем ребенок сможет применить в повседневной жизни.

 

Ранний возраст, как правило, характеризуется ограниченной адаптацией ребенка, ему сложно привыкать к новым условиям, что в последствие может вызвать стресс. Именно в этом возрасте ребенок наиболее уязвим, и нуждается в дополнительной помощи. Поэтому здоровьесберегабщие технологии необходимо внедрять в учебный процесс как можно раньше, а именно с первых дней пребывания ребенка в ДОУ [3].

Выделяют следующие задачи здоровьесберегающих технологий:

  • сохранить физическое и психическое здоровье детей;
  • помочь ребенку накопить двигательный опыт;
  • создать комфортные условия для реализации двигательного опыта, и других потребностей ребенка;
  • создать благоприятную среду с преобладанием положительных эмоций;

М. В. Меличева считает, что в ДОУ главную роль играют две составляющие: пространство и деятельность. Чтобы ребенок в ДОУ чувствовал себя максимально комфортно необходимо: во-первых, следить за санитарно-гигиеническими условиями жизнедеятельности детей (создание условий для рационального питания, благоприятный воздушно-тепловой режим, естественное освещение и инсоляция и т.д.); во-вторых, обеспечить условия для двигательной активности. Для лучшей организации пространства его необходимо разделить на три части. В двух первых будут находится игрушки или развивающее и спортивное оборудование, последняя часть должна быть предназначена для детей, где они смогут свободно играть [2].

Здоровьесберегающие технлогии можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Фундаментом традиционных методов является двигательная активность, например, физкультурные занятия, комплексы утренней гимнастики и т.д. Нетрадиционными считаются: музыкотерапия, сказкатерапия, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Для того, чтобы занятие было более эффективным, в образовательном процессе необходимо чередовать традиционные и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии. В ходе занятий должны быть предусмотрены мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения. В перерывах между занятиями необходимо проводить динамические паузы и физминутки, которые не только способствуют повышению двигательной активности, но и физическому, психическому и речевому развитию в целом. На занятиях важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, следовательно, выстраивать взаимодействие на субъектном отношении к ребенку.

Остановимся более подробно на некоторых приемах здоровьесберегающих технологий. Мы рассмотрим защитно-профиактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие, информационно-обучающие.

  1. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, которая направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие мышц, которые участвуют в речевом процессе.
  2. Физкультурные занятия можно разделить на несколько групп, например, традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные, оздоровительные. Как правило, данные упражнения укрепляют организм ребенка и способствуют повышению иммунитета. Занятия проводятся по 5-10 минут, в соответствии с программой, разработанной в ДОУ.
  3. Метод хромотерапии основан на выборе цвета. Это позволяет выяснить эмоциональное состояние ребенка и обнаружить поведенческие тенденции, преобладающие в данный момент.
  4. Музыкотерапия помогает избавиться от напряжения и тревожности. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Особенно эффективно музыка влияет на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.
  5. Динамические паузы являются профилактикой утомления. Это могут быть подвижные игры, упражнения на контроль осанки, пальчиковые игры и т.д. Они включают в себя упражнения, которые помогут ребенку отдохнуть и переключить внимание.
  6. Релаксационные упражнения — это глубокое мышечное расслабление, которое помогает детям снять внутреннее напряжение. Помимо этого, детям лучше удается сконцентрироваться [1].

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий формирует у ребенка осознанную потребность в здоровье, разъясняет основы здорового образа жизни, а также развивают положительную мотивацию и укрепляют здоровье. Помимо этого, здоровьесберегабщие технологии положительно влияют на воспитательно-образовательный процесс.

Список литературы:

  1. Болгина, Т. Л. Охрана здоровья детей дошкольных учреждений / Т. Л. Болгина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005. – 112 с.
  2. Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства / Л. Волошина // Дошкольное воспитание, 2004. – №1. – С. 114-117
  3. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников / Т. Г. Карепова. – Москва: Учитель, 2009 – 201 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год