Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников |
Здоровье | |||
Автор: Бурова Инесса Артуровна Шевченко Екатерина Валерьевна | |||
06.11.2022 23:32 | |||
Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. С раннего детства закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни. Актуальность проблемы использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей дошкольников, приобретают особую остроту для ДОУ.
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, раздражение, конфликты – все это плохо сказывается на здоровье ребенка. Действует на него негативно, а ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, мешает здоровью. Интересна программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка», которая состоит из нескольких основных разделов:
Программа ставит ряд задач:
Автор предусматривает следующие типы занятий:
Результатом обучения и воспитания детей являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Главное чтобы все они были направлены на решение следующих задач:
Основными условиями считаются:
Традиционное, классическое занятие состоит из трех частей: вводно-подготовительная часть, общеразвиваюие упражнения, подвижные игры. На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблемы, стоящие перед педагогом. Нетрадиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования. Итак, какие же варианты проведения физических занятий можно использовать в ДУ:
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и пожалуй наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков». Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы. Главная задача персонала дошкольного учреждения и родителей выработать у детей разумное отношение к своему организму, прививать необходимые правила гигиены, научить ребенка вести здоровый образ жизни. Нетрадиционная форма оздоровления детей практикуется и в нашем детском саду:
Гимнастика после дневного сна. Проводится ежедневно в спальне. В комплекс входят упражнения на координацию движений, профилактика плоскостопия (дорожки с разной поверхностью), профилактика нарушения осанки, растягивание. 5. Закаливание. Это один из основных способов повышения сопротивляемости организма к колебаниям температуры внешней среды, к простудным заболеваниям. Важно подходить к закаливанию:
Это ежедневные прогулки, трехразовые в теплый период года, двухразовые – в холодный, (когда температура не ниже 18). Облегченная одежда в группах, проветривание, умывание прохладной водой. Летом применяется гигиеничный душ после прогулки (обливание ног). Хождение босыми ногами (с4х лет) с 2 до 15 минут. Полоскание горла и полости рта кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. В группе в зеленом уголке можно вырастить лук – природный лекарь, нарезать его, что особенно полезно в сезон простуд. А так же смазывание крыльев носа «Оксалиновой мазью» утром или выходя на прогулку. Прием витаминов (согласовывать с медицинским работником и родителями). «Солнечные ванны» так же полезны для закаливания организма. Во время приема их, дети должны иметь легкие головные уборы, в первые дни продолжительность солнечных ванн не должна превышать 5 минут, а постепенно может быть увеличена до 30-35 минут. Контрастные ванночки для рук рекомендуют проводить после прогулки, перед обедом. Воспитатель наливает в большой таз и немного детского шампуня. Можно добавить настои трав или ароматические масла, бросить в воду резиновые игрушки. Дети играют с мыльной водой и к тому же получают лечебную ванну. При манипуляции с игрушками в воде развивается кисть руки и моторика пальцев. Поплескавшись в воде (купаем игрушки) ребенок моет руки под краном. Длительность горячей ванны 3-5 минут. «Игровой массаж». Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. 6. «Пальчиковые игры» Можно применять в различных упражнениях, на любых занятиях, например, при чтении потешки изображать действия героев, при счете или в танцевальных движениях (изобразить «Фонарики», похлопать в ладоши или изобразить «волну» и т.д. Занятие «Космонавты» Цель: Помощь в устранении заикания у детей. Задачи:
Оборудование: аудиоаппаратура, записи релаксационной музыки, игрушка Мультик, обручи. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами полетим на Луну. Вы не просто дети, а отряд юных космонавтов. Постройтесь в колонну. Шагом марш! Дети маршируют под песню «Я – Земля» (сл. Е. Долматовского, муз. В. Мурадели). Мы пришли на космодром. Разделимся на две команды. Одну назовем «Ракета», а другую – «Спутник». Космонавты должны много знать. Каждая команда придумает космические слова и разделит их на слоги. Команды по очереди называют слова: кос-мос, ра-ке-та, ме-те-о-рит, пла-не-та и т.д. Космонавты должны быть еще и ловкими. Проведем эстафету. От каждой команды участвуют по четыре человека. Космонавты должны пробежать «змейкой» между кеглями, найти соответствующие буквы и выложить из них слово «Луна». Команды участвуют в эстафете. Молодцы, хорошо потренировались. Теперь можно лететь. Включить обратный отчет. Дети по очереди называют цифры в обратном порядке. При взлете мы испытываем перегрузки, чтобы их легче было перенести, нам надо лечь на ковер. Звучит спокойная музыка, дети ложатся на ковер и расслабляются. Мы вышли в открытый космос. Наступила невесомость, ваши тела стали легкими, движения плавными. Дети медленно встают, двигаются под музыку. Вот мы и на Луне. Нам навстречу идет Мультик. Он умеет говорить только гласными звуками. Мультик: А-У-И? А-У-И? Дети: А-У-И! А-У-И! Мультик: А-И-У? А-И-У? Дети: А-И-У! А-И-У! Воспитатель: Давайте покажем Мультику. Как красиво и выразительно говорят на Земле. Дети читают Мультику заранее подготовленные стихи о планете Земля. Мультик: Я послушал замечательные стихи и теперь умею говорить как вы, ребята. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить, что надо делать, а вы выполняйте мои указания: пройдите по лунной дорожке, перепрыгните через пропасть, обойдите кратер, влезьте в пещеру, зайдите на гору. Дети выполняют указания Мультика. Воспитатель: Уважаемый, Мультик, ребятам пора возвращаться. Проводится игра «Займи свое место в ракете». На полу разложены обручи. Дети под музыку бегают вокруг них, а по сигналу воспитателя занимают места в обручах, прощаются с Мультиком, поднимают обручи вверх, кружатся и опускают их на пол. Ракета приземлилась. Путешествие закончено.
|