Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ». |
Здоровье | |||
Автор: Быкова Оксана Алексеевна | |||
27.09.2022 22:03 | |||
Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ». Цель: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. Задачи
Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ». Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Поэтому проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа. Выделяются следующие виды здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий: физкультурно-оздоровительные; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов; валеологического просвещения детей и их родителей. Этапы внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий: анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валелогических умений и навыков, а также здоровье сберегающей среды; организация здоровьесберегающего образовательного пространства; освоение педагогами методик и приёмов здоровье сбережения детей и взрослых внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых; работа валеологической направленности с родителями. В этой работе освещены вопросы здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательном пространстве ДОУ с учетом возраста воспитанников, даны рекомендации по организации образовательного процесса, предложены рекомендации по использованию различного оборудования и технологий, описан практический опыт, применяемый в педагогической деятельности воспитателя. Данная разработка поможет в повышении педагогических навыков, которые могут быть использованы на практике при работе с детьми. Применять методическую разработку для воспитателей в условиях детских образовательных учреждений. Полноценная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов (специалистов по работе с ИКТ, родителей. Способы взаимодействия:
Применение и актуальность здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Результативность использования данной методической разработки: использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ позволит сохранить и улучшить здоровье всех участников образовательного процесса в ДОУ. Поможет воспитателю грамотно составить конспект для работы с детьми. Принцип построения методической разработки: Доступность; Стимулирование познавательных процессов; Последовательность и системность. Ожидаемый результат: Повышение – компетентности педагогов ДОУ; Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство. Введение Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Давным-давно, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься». В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей. В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья. В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. 2. Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые педагоги применяют в ДОУ «Минутки здоровья» Самомассаж от простуды У человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Под воздействием массажа организм и взрослого и ребенка начинает лечить сам себя. Самомассаж делать несложно. Например, массаж рук. «Веселые пальчики». Карандаш положить на нескользящую поверхность, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях. «Карандаш щекочет пальчики Веселятся девочки и мальчики! 2. «Добывание огня». Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям. «Быстро палочкой мы трем- Огонек сейчас найдем» 3. «Юла». Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и большим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами. «Стану я сейчас юлой- на ноге кручусь одной» 4. «Вертолёт». Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами. «Вертолет готов к полету, - Говорим ми все пилоту. Винт скорее закрути и лети, лети, лети». 5. «Скольжение» Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, уперев острым концом в стол, перехватывая его пальцами. «Гладко вниз сейчас скольжу, Съехать с горки я спешу». 6. «Послушный карандаш» Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке. «Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу». 7. «Лягушки» Прокатывание карандаша между ладонями сначала в вертикальном, а затем в горизонтальном положении карандаша. «Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква! Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два! Прокатывание карандаша тремя пальцами правой, а затем левой руки. Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква! Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!» Массаж фундуком (грецким) орехами, гладкой галькой. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
|