Игры для формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников |
Здоровье | |||
Автор: Исмаилова Зульфия Рауиловна | |||
06.04.2022 12:51 | |||
Игры для формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников Работая с детьми с детьми младшей группы детского сада, мы заметили, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Именно поэтому мы решили углубленно работать над темой «Воспитание культурно-гигиенических навыков. Для эффективного достижения мы подобрали разные формы и способы работы с детьми. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, вовлечь в процесс, нами создается игровая проблемная ситуация «Как научить куклу Катю мыть руки, правильно сидеть за столом, одеваться и раздеваться».
В процессе умывания, кормления, одевания, укладывания ребенка спать мы использовали различные потешки, песенки, прибаутки. Чтобы побуждать малышей мыть руки, мы предварительно рассматривали с ними сюжетные картинки, где изображены люди в процессе разных режимных моментов; а также рассматривали предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой), одевания (одежда), во время еды (посуда) и другие. Игры на привитие культурно-гигиенических навыков дошкольников Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания ребенка, "вхождения" его в мир взрослых. В целях усвоения ребенком раннего возраста с психофизическими отклонениями культурно-гигиенических навыков важно учитывать его сенсорные и моторные особенности развития. В ходе привития навыков важно формировать координацию руки и глаза, орудийные действия (пользование ложкой, вилкой, расческой и др., а также учить его оценивать пространственное расположение предметов по отношению к своему телу. Своевременное привитие детям культурно-гигиенических навыков способствует развитию таких личностных качеств как опрятность, аккуратность, самостоятельность, организованность. Их формирование является начальным этапом становления различных видов детской деятельности. Усвоение ребенком соотносящих и орудийных действий (расческой, мылом и др., затем отдельных действий с предметами (например, расставить тарелки, расстелить скатерть на столе) активизируют появление следующего вида детской деятельности — предметно-игровой. Предметно-развивающая среда, создаваемая взрослым в процессе занятий по привитию социально-значимых культурно-гигиенических навыков, вводит ребенка в воображаемую игровую ситуацию и закрепляет их. Для развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно предложить детям поиграть в игры. Дети с большим увлечением включаются в игры с водой. Игра "Водичка, водичка!" Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Оборудование: две куклы. Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? — Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!" Игра "Вымой руки" Цель: учить ребенка мыть руки. Оборудование: заяц резиновый. Ход игры: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка. Игра "Сделаем лодочки" Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого. Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук. Игра "Мыльные перчатки" Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны. Оборудование: детское мыло, полотенце. Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки — белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек: Например: Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Машенька Егорова (взрослый называет имя ребенка). Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода! В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка. Игра "Умывалочка" Цель: учить ребенка умываться. Оборудование: зеркало, полотенце. Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку: Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку. Нет, не понемножку — посмелей, Будем умываться веселей! В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!" Игра "Почистим зубки" Цель: учить ребенка чистить зубы. Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало. Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку: Ротик, ротик! Где ты ротик? Зубки, зубки! Где вы зубки? Щечка, щечка! Где ты щечка? Будет чистенькая дочка! В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрит в зеркало и улыбается, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка. Игра "Фонтанчики" Цель: учить ребенка полоскать рот. Оборудование: стакан. Ход игры: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку: Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка. Игра "Делаем прическу" Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз. Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла. Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла. Игра "Кукла заболела" Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком. Оборудование: кукла, носовые платки. Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!"Взрослый произнести потешку: Маша заболела, трудно ей дышать, Мы платочком будем носик вытирать! Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие. Игра "Носики-курносики" Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком. Оборудование: индивидуальные носовые платки. Ход игры: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие: Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана, Будем нос им вытирать (показывает действие с платком, Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман). Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком. Игра "Приведи куклу в порядок" Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании. Оборудование: кукла, кукольная одежда. Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия. Игра "Оденемся на прогулку" Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки. Оборудование: одежда ребенка. Ход игры: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания — липучки. Игра "Оденем кукол" Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания. Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки, коляски. Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания. Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске. Игра "Обед у кукол" Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду. Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы. Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом. Игра "Убери со стола" Цель: формироватьсамостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки. Оборудование: посуда, щетка, совочек. Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т. д. " Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!" Ребенку дается возможность действовать самостоятельно. Игра "Вымой посуду" Цель: формироватьу ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду. Оборудование: посуда (тарелки, губка, два тазика. Ход игры: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку. Игра "Подготовь постель ко сну" Цель: формироватьу детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель. Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало. Ход игры: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: "Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку". После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им. Игра "У нас порядок" Цель: вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол. Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки. Ход игры: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагается детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др., они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.
|