«Использование элементов сказкотерапии в работе воспитателя и учителя-логопеда группы компенсирующей направленности ДОУ» |
Здоровье | |||
Автор: Полякова Марина Владимировна Абраменко Ирина Эльмаровна | |||
27.02.2022 13:53 | |||
«Использование элементов сказкотерапии в работе воспитателя и учителя-логопеда группы компенсирующей направленности ДОУ» Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Сказкотерапию можно применять для детей начиная с 4-х летнего возраста, так как результативным средством воздействия сказкотерапия становится лишь тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это разграничение между сказкой и явью происходит на рубеже четырех лет, хотя может проявиться и раньше, но это зависит уже от индивидуального уровня развития ребенка. Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился явным смысл поступка. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развивать его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Дети не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающих героев. И театрализованная постановка лучше подходит для занятий в детском саду.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений; присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищенность (хороший конец, имеется наличие тайны и волшебства). Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:
Народная сказка в системе коррекционной работе, это:
В своей работе мы используем различные виды театров: театр мягкой игрушки, театр на столе, пальчиковый театр, кукольный театр, настольный картонный театр, сценические постановки, инсценировка диалогов, театр пантомимы. Все эти средства служат обогащению эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих способностей. Театральные постановки позволяют углубить и укрепить представления детей об окружающем мире и о себе. Работая над сказкой, учитель-логопед уделяет большое внимание произносительной стороне речи, кроме этого, в зависимости от поставленной цели, осуществляет работу по накоплению словаря, уточнению лексико-грамматических категорий и, конечно, по формированию логически последовательной и развернутой связной речи. Структура работы над сказкой
Особое место в художественных постановках мы уделяем пьесам, основанным на стихотворных текстах. Благодаря простоте и музыкальности звучания слов, дети, играя роль, легко их запоминают, приобретают «вкус» к образным выражениям. Неоднократно повторяя свои роли, дети упражняются в развитии голосового аппарата, интонационной выразительности речи, артистичности. Ведущий. Вдруг наш шалунишка Повстречал Зайчишку. Заяц. Я полакомлюсь тобой, Я с утра не кушал. Колобок. Что ты?! Погоди, Косой! Песенку послушай! Колобок я, непоседа, Испекли меня для Деда, На сметанке я мешен, На окошке я стужен. Я ушел от стариков, Прыг с окна – и был таков! Велика Зайчишке честь: Колобок румяный съесть! Для поддержания интереса детей к сказке и инсценировке, предметно-пространственная среда в группе регулярно обновляется наглядными пособиями, играми, театральными костюмами, масками и атрибутикой для постановки сказок. Абраменко Ирина Эльмаровна, воспитатель группы компенсирующей направленности МБДОУ «ЦРР – д/с «Колокольчик», город Абакан, Республика Хакасия. Полякова Марина Владимировна, учитель-логопед группы компенсирующей направленности МБДОУ «ЦРР – д/с «Колокольчик», город Абакан, Республика Хакасия.
|