Значение физкультминуток для здоровья детей. |
Здоровье | |||
Автор: Жокова Ирина Владимировна | |||
06.02.2022 13:28 | |||
Значение физкультминуток для здоровья детей. В последнее время все более широкое применение в детском саду находят здоровьесберегающие технологии. Одним из направлений этих технологий является использование в дошкольных учреждениях методов по активизации мышечного тонуса и моторно -координаторных систем. Физкультминутка, как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий, достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Физкультминутка — это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушений осанки, т.е. на оздоровление организма детей. В комплексы упражнений, помимо, физических упражнений, могут входить элементы массажа, пальчиковые и дыхательные гимнастики, упражнения для глаз.
Цель проведения физкультминутки (динамической паузы) — повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственно образовательной деятельности, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. Физкультминутка дает возможность педагогам играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. В процессе выполнения физических упражнений у детей появляется возможность отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшается кровообращение, упражнения снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Воспитывать детей физически совершенными — значит, добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными. Для решения задач, улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания, в т. ч. и физкультминутки. Физкультминутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации. Эти упражнения охватывают большие группы мышц и снимают статическое напряжение, активизируют дыхание, усиливают кровообращение, т.е. снимают застойные явления, вызываемые длительным сидением за столом. Помогают детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Проводится физкультминутка воспитателем по мере необходимости (в течение 3– 5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 8–12 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба. Хочется подчеркнуть, что не следует связывать содержание физкультминутки с выполнением детьми умственных заданий: сделать столько же движений, сколько раз воспитатель ударит в бубен, наклониться на один раз меньше (больше), чем кружков на карточке. В этом случае физкультминутка становится частью занятия, так как выполняет ещё и обучающую функцию, не позволяя полноценно отдохнуть ребёнку и переключиться на другие виды деятельности. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.). Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин. Становясь старше, дети все больше времени проводят в непосредственно- образовательной деятельности. Воспитателям важно помнить, что скука, утомительное однообразие, ограничение физической активности, невозможность заняться тем, чем хочется пусть в течение десяти-пятнадцати минут не принесут детям пользы, а наоборот вызовут утомление, безразличие к происходящему. Поэтому не следует пренебрегать при проведении занятий физкультминутками. ЗНАЧЕНИЕ: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ физкультминуток — 1.5-2 минуты; рекомендуется проводить, начиная со средней группы. Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:
ТРЕБОВАНИЕ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:
Примеры физкультминуток Упражнения для снятия общего или локального утомления На реке живет енот, Чешет лапкой он живот. Своим хвостиком виляет, Кверху лапки поднимает. Шустро он по кочкам скачет И запас под корень прячет. Он среди воды живет, Добродушный наш енот Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, во время физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей). Неуклюжий шел пингвин Посреди холодных льдин. И по ледяной дорожке Прыгал он на правой ножке. А теперь подскок на левой – И присел, согнув колени. Встал, присел – И пять прыжков: Очень климат уж суров!
Так проворны наши руки – Нет им времени для скуки. Руки вверх, вперед, назад – С ними можно полетать При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка — дошкольника еще недостаточно развиты. Гимнастика для глаз Тихо в воздухе кружит. Он все ниже, ниже, ниже, Все к земле он ближе, ближе. Только дунет ветерок – Лист поднимется с дорог. Будет дуть осенний ветер, Будет лист кружить на свете Офтальмолог В. Ф. Базарнов рекомендует специальный комплекс из пяти простейших упражнений: «Физкультминутка для глаз». Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя. Упражнение 1. 15 движений глазами справа-налево, затем слева-направо. Воробьишка потянулся, Распрямился, встрепенулся. Головой кивнул три раза, Подмигнул нам черным глазом, Лапки в стороны развел И по жердочке пошел. Прогулялся и присел, Свою песенку запел: Чик-чирик-чирик-чирик Упражнение 2. 15 движений глазами вверх-вниз и вниз-вверх Упражнение 3. 15 круговых движений глазами слева-направо. Упражнение 4. То же самое, но справа-налево. Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Посмотрел он вправо, влево, Повороты сделал смело. Пощипал немного пух – И с разбегу в воду плюх! Упражнение 5. 15 круговых движений глазами, уложенную набок цифру 8. Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки Нарушение осанки у школьников влечет за собой нарушение здоровья. Причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни дошкольника:
Простые упражнения окажут благотворное воздействие на весь организм:
Мы сегодня обезьянки, По-английски – просто манки. Покривляемся немножко И похлопаем в ладошки. Головой кивнем друг другу И опять бежим по кругу 3. «Часы» — наклоны туловища вправо – лево и др. Тик да тик – часы стучат, Целый день вперед спешат. Три часа на них сейчас, А потом и шесть как раз. Снова тикают часы – Девять раз пробьют они. У часов тяжелый труд: Всё они идут, идут… Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении. Я с утра сегодня встал, С полки шар воздушный взял. Начал дуть я и смотреть – Стал мой шарик вдруг толстеть. Я все дую – шар все толще, Дую – толще, дую – толще. Вдруг услышал я хлопок – Лопнул шарик, мой дружок 1. Чудо – ветер. Дети делают вдох и дуют на ленточку, пушок и т.д.. Дует, дует ветерок, Полетит сейчас пушок. 2. Ныряние. задержка дыхания. Вывод: введение в структуру занятий физкультминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
|