Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Гигиеническое воспитание и обучение детей дошкольного возраста посредством игр и художественного слова»
Здоровье
Автор: Кириенко Руслана Рустемовна   
05.02.2022 09:58

«Гигиеническое воспитание и обучение детей дошкольного возраста посредством игр и художественного слова»«Гигиеническое воспитание и обучение детей дошкольного возраста посредством игр и художественного слова»

В условиях модернизации образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям — интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

 

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных задач воспитания. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно – гигиенических навыков у детей, начиная с раннего возраста, так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития, именно в этом возрасте, закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для здоровья детей, но и для их успешной социализации. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом, поскольку на его основе строится развитие других функций и качеств.

Таким образом, целью моей работы стало создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста посредством использования игр и художественного слова.

Поставленные задачи помогают успешному достижению цели:

Образовательные:

  • Изучить теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;
  • Познакомиться с методами и приемами формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;
  • Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;
  • Способствовать сохранению и укреплению детей дошкольного возраста;

Развивающие:

  • Развивать речь.
  • Развивать психические процессы: память, мышление, воображение.
  • Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру поведения;
  • Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, выполнять гигиенические процедуры без напоминания.

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять. К их числу можно отнести использование игровых приемов и художественного слова.

Значение художественного слова было замечено издревле. Оно воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

Интересное содержание, яркие художественные образы, а также богатство фантазии педагога привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное действие.

Особенное значение в формировании КГН имеет использование художественного слова в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Традиционная потешка о водичке помогает малышам привить любовь к водным процедурам, а если привлечь сказочный персонаж, то эффект возрастает в разы!

Не пропадает интерес к художественному слову и у детей старшего дошкольного возраста. Многие дети выучили (благодаря частому повторению) правила-стихотворения и стоит воспитателю начать — заканчивают его сами. Например, если кто-то не спит:

«Даже если вы не спите, то лежите, не шумите

Не мешайте другу спать и спокойно отдыхать».

Если кто-то долго одевается: «Семеро одного не ждут» и т. д.

Конечно, с возрастом, меняются и серьезность произведений, их объем и содержание. Так, если в младшем возрасте основное место уделяется пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам, то в старшем возрасте они уступают место чтению, этическим беседам, творческому рассказыванию, инсценировкам.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Самый действенный способ – использование игровых приемов. Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между ООД, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке.

Для достижения желаемого результата опытный педагог использует следующие игровые приемы:

  • дидактические игры с картинками, предполагающие отработку определенного алгоритма, например, разложить картинки в определенной последовательности ( «Одежда по сезону»)
  • дидактические игры со сказочным персонажем: «Наша Маша проснулась», «Оденем Мишу на прогулку», «Помоги Незнайке раздеться».
  • дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании.
  • на вечерние часы могут быть запланированы инсценировки небольших сюжетов с помощью игрушек, содержание которых педагог черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

- игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми.

В рамках функционирования образовательного процесса в период реализации выбранной игры очень важно использовать только те игры, которые будут максимально понятны и приятны для ребенка. Любая игра преследует цель воздействовать на такие психические процессы, как память, логическое мышление, а также творческое воображение и непосредственное развитие культурно-гигиенических навыков. Данные игры способствуют выработке усидчивости, предоставляет место для проявления самостоятельной деятельности.

В процессе игры все внимание ребенка обращено на реализацию заранее выявленного сценария. Данный процесс превращает игру в своеобразный обучающий механизм, когда дети определенным образом усваивают все необходимые знания, умения и возможности.

Работа с родителями.

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие, взаимопонимание и сотрудничество с семьёй является важным направлением в формировании личности ребенка. Поэтому важным направлением нашей работы стало достижение единства и активного участия родителей в педагогическом процессе, оказание им помощи по вопросам формирования у детей культурно – гигиенических навыков.

В своей работе мы использовали различные формы взаимодействия:

  • анкетирование родителей ( «Мой ребенок: какой он?, «Что умеет мой малыш?»);
  • консультации ( «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?» и др);
  • консультации-рекомендации узких специалистов ДОУ ( «Если малыш не любит умываться», «Как приучить ребенка одеваться самостоятельно?», «Если ребенок грызет ногти» и др);
  • оформление информационного стенда ( «Вредные привычки: серьезные последствия», «3 способа, как научить ребенка завязывать шнурки» и др);
  • родительские собрания, игровые тренинги, практикумы по изучаемой теме ( «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых», «Чистота – залог здоровья» и др);
  • домашние задания (оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»);
  • обмен опытом между родителями ( «Как я укладываю своего ребёнка спать» и др).
  • участие в конкурсах ( «Кукла — сплюшка своими руками»);
  • привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОУ ( «В гостях у Мойдодыра», «Чистюля и Грязнуля в гостях у ребят» и др).

Таким образом, используя разнообразие форм и методов работы с семьями воспитанников, нам удалось убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач формирования культурно-гигиенических навыков.

В заключение хочется сказать, что предлагаемый опыт работы позволяет утверждать, что игра и художественное слово, используемые воспитателем в течение дня, помогает в воспитании культурно-гигиенических навыков, стимулируют их развитие и закрепление.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у детей полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год