«Гигиеническое воспитание и обучение детей дошкольного возраста посредством игр и художественного слова» |
Здоровье | |||
Автор: Кириенко Руслана Рустемовна | |||
05.02.2022 09:58 | |||
«Гигиеническое воспитание и обучение детей дошкольного возраста посредством игр и художественного слова» В условиях модернизации образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям — интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных задач воспитания. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно – гигиенических навыков у детей, начиная с раннего возраста, так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития, именно в этом возрасте, закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для здоровья детей, но и для их успешной социализации. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом, поскольку на его основе строится развитие других функций и качеств. Таким образом, целью моей работы стало создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста посредством использования игр и художественного слова. Поставленные задачи помогают успешному достижению цели: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять. К их числу можно отнести использование игровых приемов и художественного слова. Значение художественного слова было замечено издревле. Оно воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Интересное содержание, яркие художественные образы, а также богатство фантазии педагога привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное действие. Особенное значение в формировании КГН имеет использование художественного слова в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Традиционная потешка о водичке помогает малышам привить любовь к водным процедурам, а если привлечь сказочный персонаж, то эффект возрастает в разы! Не пропадает интерес к художественному слову и у детей старшего дошкольного возраста. Многие дети выучили (благодаря частому повторению) правила-стихотворения и стоит воспитателю начать — заканчивают его сами. Например, если кто-то не спит: «Даже если вы не спите, то лежите, не шумите Не мешайте другу спать и спокойно отдыхать». Если кто-то долго одевается: «Семеро одного не ждут» и т. д. Конечно, с возрастом, меняются и серьезность произведений, их объем и содержание. Так, если в младшем возрасте основное место уделяется пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам, то в старшем возрасте они уступают место чтению, этическим беседам, творческому рассказыванию, инсценировкам. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Самый действенный способ – использование игровых приемов. Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между ООД, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке. Для достижения желаемого результата опытный педагог использует следующие игровые приемы:
- игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми. В рамках функционирования образовательного процесса в период реализации выбранной игры очень важно использовать только те игры, которые будут максимально понятны и приятны для ребенка. Любая игра преследует цель воздействовать на такие психические процессы, как память, логическое мышление, а также творческое воображение и непосредственное развитие культурно-гигиенических навыков. Данные игры способствуют выработке усидчивости, предоставляет место для проявления самостоятельной деятельности. В процессе игры все внимание ребенка обращено на реализацию заранее выявленного сценария. Данный процесс превращает игру в своеобразный обучающий механизм, когда дети определенным образом усваивают все необходимые знания, умения и возможности. Работа с родителями. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие, взаимопонимание и сотрудничество с семьёй является важным направлением в формировании личности ребенка. Поэтому важным направлением нашей работы стало достижение единства и активного участия родителей в педагогическом процессе, оказание им помощи по вопросам формирования у детей культурно – гигиенических навыков. В своей работе мы использовали различные формы взаимодействия:
Таким образом, используя разнообразие форм и методов работы с семьями воспитанников, нам удалось убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач формирования культурно-гигиенических навыков. В заключение хочется сказать, что предлагаемый опыт работы позволяет утверждать, что игра и художественное слово, используемые воспитателем в течение дня, помогает в воспитании культурно-гигиенических навыков, стимулируют их развитие и закрепление. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у детей полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
|