Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет. |
Здоровье | |||
Автор: Фролова Ирина Геннадьевна | |||
22.02.2021 13:23 | |||
Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет. Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят), считая, что их ребёнок еще очень маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. В связи с вышесказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:
Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей. К ним относятся:
Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них. Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения. Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях. Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать для развития ручек малыша:
В дошкольном учреждении самообслуживание у детей раннего возраста можно формировать различными методами: словесный, наглядный, практический. Далее раскроем эти методы. Словесный метод, прием общего напоминания. Необходимо применять для выполнения какой-либо задачи, в то время когда определенные навыки самообслуживания уже сформированы. Данный метод требует особенного контроля за деятельностью детей и каждым изменением в ней. Важно не только тренировать детей раннего дошкольного возраста в выполнении действий по самообслуживанию, но и проверять качество выполненного действия. Важно также приучать детей к взаимопомощи: чтобы в дошкольном учреждении они трудились не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу. Еще один словесный метод это использование художественной литературы, которая стимулирует активность детей в овладении навыками самообслуживания. Для того чтобы вызвать у детей желание проявить самостоятельность в одевании и умывании, необходимо использовать детские песенки, стихи, потешки. Для ознакомления детей с необходимыми культурно-гигиеническими навыками необходимо использовать специальные занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, фольклора. Положительное воздействие на детей в формировании навыков самообслуживания оказывают такие художественные произведения как: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александрова «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша-растеряша», потешки: «Водичка, водичка…» и т.д. Существенную роль в формировании навыков самообслуживания играют потешки. Для того чтобы у детей раннего возраста появилось желание самостоятельно умываться, а также для того, чтобы этот процесс стал для них легким и приятным, мы разучиваем потешки, в соответствии с выполняемыми действиями, называя имя ребенка: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки у Маши. Чистые Машины ладошки, вот вам хлеб да ложки!». При применении наглядного метода используется пошаговый показ и подробное разъяснение правильного выполнения того или иного действия. Он способствует результативности обучения навыкам самообслуживания, так как учит детей точности и исполнительности в выполнении определенных действий. При обучении одеванию, умыванию, важно неукоснительно соблюдать определенный способ и алгоритм целенаправленных действий. Особенно действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо, например: «Как Зайчик умывается», «Ежик учит белочку, есть красиво и правильно», а так же игровые приемы с куклами. Так, например, при обучении самостоятельному раздеванию, раздеваем куклу Олю, которая ходила на прогулку вместе с детьми, и сопровождаем свои действия подробным описанием последовательности выполняемых действий (сначала расстегнуть пуговицы, молнии, застежки на обуви), аккуратно складывать одежду на полочку. Для закрепления навыка также можно эффективно применить алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые вывешены в приемной). Вместе с этим дети повторяют и запоминают названия частей одежды. Данный прием всегда вызывает положительные эмоции у малышей. Это позволяет предъявлять всем детям одинаковые требования при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию, а также способствует быстрому формированию прочного навыка. Практический метод действия (упражнения) необходим для освоения навыков самообслуживания, так они формируются не сразу, в течение определенного времени. Для того чтобы обучить малышей правильному и качественному умыванию, одеванию и т.д., важно, чтобы они усвоили, как это необходимо делать. С целью закрепления изученного способа действий нужно постоянно тренировать воспитанников, предлагая им различные варианты его использования. Через некоторое время необходимый навык будет успешно образован. Игровой прием, который тоже относится к практическому методу способствует повышению интереса детей к самостоятельности в использовании игрушек, организации игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить). Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей это длительный процесс, требующий большого терпения и времени не только от воспитателей, но и от родителей. В последние годы многие родители не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Это происходит в такие моменты: утром родители спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Только в некоторых семьях молодые родители, которые живут одни, работают и к тому же учатся, приучают маленьких детей к труду по самообслуживанию. Скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, так как именно пример родителей и близких людей является главным для малыша. А главное необходимо не забывать давать положительную оценку действиям ребёнка! Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.
|