Проект «Профилактика плоскостопия в детском саду»
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют нарушения, отклонения и несоответствия нормам в развитии детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием.
Плоскостопие — это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.
Стопа является опорой, фундаментом тела, и его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. Также плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.
Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.
Современные подходы к физическому воспитанию детей свидетельствуют о тенденции оздоровления педагогического процесса в детском саду.
Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
- Формирование у детей и их родителей практических навыков по профилактике плоскостопия.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия;
- Обучить детей практическим навыкам сохранения здоровья стоп, укрепить мышцы стоп;
- Приобщить родителей к коррекционной работе в домашних условиях;
- Создать в группе условия для профилактики плоскостопия у детей;
- Воспитывать у детей желание быть здоровыми.
Продолжительность проекта: 12 месяцев.
ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ
- Данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении или дошкольное учреждение может организовать дополнительную услугу для неорганизованных детей.
- Направленность проекта: коррекционно-оздоровительная.
- Вид: здоровьесберегающая педагогическая технология.
Образовательная область: “Физическое развитие”
Области интеграции: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Дети старшей группы
|
Задачи для работы с детьми:
- Сохранение и укрепление здоровья.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
- Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма.
|
Педагоги группы
|
Задачи для воспитателей:
- Обеспечение физического и психического благополучия воспитанников.
- Повышение уровня педагогической компетентности.
- Обобщение и распространение педагогического опыта.
|
Родители воспитанников
|
Задачи для работы с родителями:
- Повышение уровня компетентности по теме проекта.
- Расширение знаний родителей о практических умениях и навыках детей в области “физическое развитие”.
- Формирование активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
- Привлечение родителей к созданию условий в группе для профилактики плоскостопия у детей.
|
ФОРМЫ РАБОТЫ
С детьми
|
С родителями
|
- беседы
- объяснение
- разучивание комплексов
- заучивание поговорок, считалок
- показ
- самостоятельная деятельность детей
- дни здоровья
- индивидуальная работа с детьми
|
- анкетирование
- консультирование
- индивидуальные беседы
- показ
- объяснение
- совместная деятельность с детьми
- мастер класс (изготовление нестандартного оборудования)
- презентация пособий
- день открытых дверей
|
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Кадровые ресурсы
|
Материальные ресурсы
|
Методические ресурсы
|
Педагоги МБДОУ
Ст. мед.сестра МБДОУ
|
Для проведения проектной деятельности в МБДОУ частично имеются необходимые условия, методическое и дидактическое обеспечение.
|
Справочная литература
Методическая литература
Художественная литература
|
ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
Организационно- подготовительный
|
- Анкетирование родителей об актуальности мероприятия.
- Изучение специальной литературы. Подбор информации о причинах возникновения плоскостопия и их устранении.
- Вовлечение всех участников проекта в план совместной деятельности по оздоровлению детей.
- Подбор комплексов гимнастики для профилактики плоскостопия в разные режимные моменты.
- Изготовление нестандартного оборудования.
- Подбор рекомендаций для родителей.
- Создание картотеки упражнений по профилактики плоскостопия.
- Составление перспективного плана работы по профилактике плоскостопия.
- Разработка презентации “ Правильная стопа – залог здоровья”
|
Основной
|
- Просмотр презентации “Правильная стопа – залог здоровья”.
- Школа для родителей “Помоги ребенку сам”.
- Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.
- НОД:
“Здоровье всего дороже”,
“Охрана жизни и здоровья на прогулке”,
“Как следить за ногами”,
“Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели”
- Беседы - рассуждения с детьми:
“Что значит здоровые ноги”,
“Прогулка босиком. Полезно или вредно?”,
“Как заботиться о ногах”,
чтение энциклопедии “Азбука здоровья” раздел “Наши ноги”.
- Разучивание с детьми комплексов гимнастики по профилактики плоскостопия.
- Досуги и развлечения из цикла “Здоровые ножки”, “Тренируйтесь вместе с нами”, “Путешествие в страну гибкого носка”.
- Совместная деятельность с родителями по изготовлению нестандартного оборудования.
- Обучение родителей упражнениям для профилактики плоскостопия
- Консультации, рекомендации, памятки, буклеты: “Подбираем правильную обувь своему ребёнку”, “Предупреждение плоскостопия. Вред от плоскостопия”,
“Массаж ног – эффективный вид закаливания”, “Пальчиковая гимнастика для ног”,
“Самомассаж и закаливание стоп у детей в домашних условиях”.
Родительское собрание с показом мастер-класса по разучиванию упражнений “Профилактика плоскостопия”
|
Заключительный
|
- Анкетирование по теме проекта (сравнительный анализ).
- Выставка нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия.
- Презентация проекта для родителей и педагогов “Сохраним стопы здоровыми”.
- Спортивные развлечения совместно с родителями:“По тропе здоровья”,
“Постарайся угадать, чем листочек может стать”, “Веселые старты”.
- Презентация материалов проекта
- Обобщение опыта. Трансляция опыта среди педагогов.
- Фотовыставка “В стране Здоровья”
|
Приложение.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Повышение родительской компетентности по вопросам здоровьесбережения. Включение их в процесс повышения степени мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.
- Улучшение состояния здоровья детей посредством стимуляции биологически активных точек на стопе, укрепление свода стопы, повышение уровня общей работоспособности.
- Формирование у детей стойкого и осознанного желания сохранять и приумножать свое здоровье, расширять кругозор.
- Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия.
ЛИТЕРАТУРА.
- Галанов, А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет) [Текст] / А.С. Галанов. – М.: Педагогическое общество России, — 2005. – 96с.
- Голицына, Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: из опыта работы / Н.С. Голицына – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 72с.
- Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ [Текст]: Практическое пособие / О.Н. Моргунова. – Воронеж ТЦ “Учитель”, 2005. – 109с.
- Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] /И. М Новикова. – М.: Издательство Мозаика – Синтез 2010. – 96с.
- Трихункова, В.В. Познай себя // Ребенок в детском саду – 2005. -№2 – С.51-58
- Узорова, О. Физкультурные минутки. [Текст]: материал для проведения физкультурных пауз / О.Узорова, Е.Нефедова. — М.: ООО “Издательство Астрель” “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак” — 2005. – 96с
- Федоров А., Шарманова С. “Профилактика и коррекция плоскостопия у детей” //Дошкольное воспитание. – 2003 №8 – С. 59-62
|