«Организация занятий по валеологии с детьми дошкольного возраста» |
Здоровье | |||
Автор: Иванова Е.В., Копылова О. Н., Петровицкая В.С. | |||
03.02.2021 11:01 | |||
«Организация занятий по валеологии с детьми дошкольного возраста» Подготовили: Иванова Е.В., Копылова О. Н., Петровицкая В.С. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в жизнеопасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыками личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе. Слово «валеология» происходит от двух латинских слов: «valeo» – быть здоровым и «logos» – изучение.
Актуальность Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию. Валеологическая воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах: Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу ребёнка. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при взаимодействии ДОУ, родителей, общественности. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести за собой. Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование безопасных приёмов оздоровления, апробированных и официально признанных. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру. Задачи валеологического образования можно разделить по блокам знаний Блок ПОЗНАНИЕ СЕБЯ Младший возраст Познакомить малышей со строением человека; Объяснить важность посещения врачей. Средний возраст Познакомить с названиями внутренних органов; Разъяснить роль некоторых медицинских работников (окулист, стоматолог). Старший возраст Познакомить с базовыми знаниями о расположении и функциях внутренних органов (например, в рамках темы «Сердце»); Дать представление о роли отца и матери в рождении ребёнка; Учить элементарным профилактическим мерам в отношении заболеваний органов слуха, зрения. Цель и задачи валеологического воспитания: Цель: формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты», «здоровый образ жизни», «забота о близких». Оздоровительные задачи: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; совершенствование функций организма, средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания; формирование правильной осанки, гигиенических навыков. Образовательные задачи: формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы. Воспитательные задачи: воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима; потребность в физических упражнениях и играх; воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности. Задачи валеологического образования можно разделить по блокам знаний Блок ПОЗНАНИЕ СЕБЯ Младший возраст Познакомить малышей со строением человека; Объяснить важность посещения врачей. Средний возраст Познакомить с названиями внутренних органов; Разъяснить роль некоторых медицинских работников (окулист, стоматолог). Старший возраст Познакомить с базовыми знаниями о расположении и функциях внутренних органов (например, в рамках темы «Сердце»); Дать представление о роли отца и матери в рождении ребёнка; Учить элементарным профилактическим мерам в отношении заболеваний органов слуха, зрения. Блок ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ Младший возраст Научить малышей выражать свои положительные эмоции; Развивать навык определения настроения человека по внешнему виду. Средний возраст Показать разнообразие выражений чувств у людей; Знакомиться с положительными и отрицательными чертами характера. Старший возраст Учить детей объяснять свои настроения; Объяснять способы избавления от негативных эмоций. Блок ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Младший возраст Объяснить необходимость быть осторожным в общении с незнакомыми людьми; Осваивать правила поведения на улице. Средний возраст Осваивать ПДД (переходить только на зелёный сигнал светофора); Познакомить с номерами экстренных служб (скорая помощь, полиция, пожарная служба); Дать представление о мерах безопасности в разное время года (возможные риски зимой из-за гололёда, летом из-за палящего солнца). Старший возраст Осваивать правила поведения дома, когда рядом нет взрослых (обращать особое внимание на опасные средства бытовой химии, яды, режущие предметы, лекарства); Систематизировать правила поведения в лесу, на реке. Вид деятельности Формы организации детей Словесные методы обучения Наглядные методы Практические методы Формы работы с родителями: НОД по речевому развитию «ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ» НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ «ФРУКТЫ – ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ» Познавательное развитие «Какие мы внутри» Познавательное развитие «Опасные ситуации дома и на улице» Важно! Валеологическое воспитание очень важно! Скоро дошкольник шагнет в мир, где много опасностей. Задача занятий по валеологии –регулярно учить ребенка не бояться опасностей, а уметь остерегаться их и обходить. Надо научить детей выражать свои чувства, мысли, уважать мнение других, заботиться о здоровье и благополучии своем и чужом!!!!! Список литературы: Ø«Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы. п.р. Вераксы Н.Е.;
ØГолицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Подготовительная группа;
ØОнищенко Г.Г. «Здорово быть здоровым». 2019г.;
ØПензулаева Л.И. Физкультурные занятие с детьми 6-7 лет. - М.: Просвещение, 1998.;
ØГербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. (6-7 л.). Конспекты занятий;
ØДыбина О. В. ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (6-7 л.).Конспекты;
ØСаулина Т. Ф. ФГОС Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 л.);
ØХрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 6-7 л.;
ØДыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением в подготовительной группе детского сада;
ØИнтернет ресурсы.
|