Семинар – практикум для педагогов «Формирование мотивационных установок к здоровому образу жизни» «Жить здорово!» |
Здоровье | |||
Автор: Дмитриева С.Н., Мастрюкова Т.Е. | |||
16.05.2020 21:53 | |||
Семинар – практикум для педагогов «Формирование мотивационных установок к здоровому образу жизни» «Жить здорово!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №37» МО г. Братска
Цель: создать условия для формирования потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности), умения и желания заботиться о своем здоровье, здоровье своих воспитанников. Задачи:
Материал: музыкальная заставка к передаче «Жить здорово!», музыка для проведения практической части семинара, доска, маркеры, степ платформы, фитболы, коврики для йоги, парашют, маски героев сказки «Репка», стаканы с водой, цветные кружки.
Подготовка педагогов: удобная спортивная одежда. Организационный момент «Круг радости» Педагоги встают в круг. Ведущий предлагает поприветствовать друг друга на разных языках. Здравствуйте. (Например:, нин хао, бонжур, гутен так, ас – салам алейкум, здоровеньки булы, хелоу и т.д.) Игра-приветствие «Мексиканский вальс» 1 ч. музыки – участники бегают врассыпную и на конец фразы «Хлоп-хлоп = Привет!. Повтор 4 раза 2ч музыки – свободный танец в парах Повтор несколько раз. Звучит музыкальная заставка передачи «Жить здорово!», выходит ведущий. - Добрый день, уважаемые коллеги! Рады приветствовать вас на съемках передачи «Жить здорово!» Мы поздоровались с вами на разных языках. Тем самым пожелали друг другу здоровья. И это не случайно. Ведь еще в Древней Руси говорили: «Здоровье не купишь», «Дал бы Бог здоровье, а счастье найдешь». Замечательно, когда все здоровы, а особенно, когда здоровы дети. Сегодня наш разговор пойдет о здоровье педагогов и их воспитанников. Мы будем разбираться, что же такое здоровье, из каких основополагающих моментов состоит это понятие. Итак, первая рубрика – «Про здоровье» «Калейдоскоп здоровья» - Подумайте и скажите, что необходимо человеку, чтобы чувствовать себя хорошо не только физически, но и психологически, наполненным энергией, уверенным в том, что способен свернуть горы, преодолеть все препятствия?.. Определите это словосочетанием. Педагоги записывают высказывания на доске. Например: принимать себя таким, какой ты есть, радоваться каждому дню, получать удовольствие, быть свободным, во всем искать позитив и т.д. «Формула здоровья» До 1940 г. под здоровьем подразумевалось отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний. В 80-е годы ХХ века Всемирная организация здравоохранения дает такое определение: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Психологическое здоровье
Эмоциональное здоровье В жизни человек испытывает много разных эмоций: радость и грусть, печаль и восторг, злость и разочарование, недоверие и т. д. Нравственное здоровье
Духовное здоровье
Ученые провели многочисленные исследования и сделали вывод — от чего зависит наше здоровье. Эти данные можно обобщить в виде формулы здоровья: 100-процентное здоровье = 10% медицина + 20% наследственность + 20% окружающая среда + 50% образ жизни. Важно! 50% — образ жизни. То есть это та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. 2 рубрика – «Про технологии» Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни» (Глава 4, статья 41). А раз мы с вами педагоги, то нам необходимо владеть здоровьесберегающими технологиями. Вспомним, что такое технология. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника, педагога и родителя. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Практическая часть. 3 рубрика – «Про игру» Педагоги творческой группы представляют один из видов здоровьесберегающих технологий. Дается краткое описание, педагогам предлагается совместное выполнение упражнения данной технологии. - И первый гость нашей программы – Мастрюкова Татьяна Евгеньевна, музыкальный руководитель высшей категории. Она познакомит вас с ритмопластикой. Ритмопластика – это система физических упражнений, с оздоровительной направленностью. Основным средством которых являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку, оформленные танцевальными движениями. Ритмопластика является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у человека внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом. «Клоун» Выбирается клоун. Он становится перед участниками игры, которые произносят текст: «Клоун, клоун весельчак потянулся – это раз, и нагнулся – это два, три — присел, четыре– встал, вместе с нами танцевал. Клоун показывает забавные движения, остальные повторяют. «Музыкальные змейки» (5-7 лет) Цель: Развитие внимания, памяти, мышления, координации движения Дети делятся на три подгруппы, построенные в колонны в определенном месте зала. Каждая подгруппа выбирает себе определенную мелодию, ее можно использовать из мультфильмов или детских сказок. Как только зазвучит1-я мелодия, колонна, выбравшая ее, должна двигаться по залу в такт музыке за впереди стоящим. Но как только заиграет другая мелодия — правая колонна принимает упор присев, а другая движется и т.д. Если звучит музыка, невыбранная командами, — дети идут на свои места. Победит колонна, которая построится быстрее и раньше. - Коншина Анжелика Николаевна, хореограф, познакомит нас с упражнениями на степ-платформах. Встречаем! Степ-платформа — то спортивный снаряд, который представляет собой небольшую скамейку с регулируемым уровнем высоты. Такая платформа предназначена не только для занятий степ-аэробикой, но и для выполнения силовых и кардио-упражнений. Степ-платформа: используется разнообразно:
Занятия со степом способствуют:
Область применения степа довольно широка: это и индивидуальная работа, и самостоятельная двигательная активность детей, и, что является основным, занятия по физической культуре. «Цапля» И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1-шаг поставить на степ-платформу правую (левую) ногу, левую (правую) согнуть в колене, руки развести в стороны. 2-шаг вернуться в И.п. «Потянись» И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1- шаг поставить правую ногу на степ-платформу, поднять прямые руки вверх; 2-шаг вернуться в И.п.; То же с левой ногой. «Повернись» И.п.: сидя на степ-платформе, ноги согнуты, колени вместе. 1-2-шаг повернуться направо назад, правую руку положить на пол за степ-платформу; 3-4-шаг повернуться прямо, руки на поясе. То же в левую сторону. - Ольга Ивановна Лут, воспитатель — стажист, представит вашему вниманию опыт работы с детским игровым парашютом. Детский игровой парашют. С его помощью можно разнообразить всевозможные занятия с детьми. Уникальность его в том, что он сразу оказывается в центре внимания воспитанников. Все игры направлены на развитие коммуникативных навыков. Дети учатся взаимодействовать друг с другом. Игры с парашютом развивают чувство ритма, способствуют совершенствованию навыков моторного восприятия. Пестрый купол пробуждает фантазию, в детском воображении он становится: облаком, бушующим океаном, теремком, грибом, палаткой или сказочным замком. В то время как большинство подвижных игр и забав для детей развивают мышцы нижней части тела, игра с парашютом укрепляет главным образом мышцы плеч, предплечий и кистей рук. Пособие подходит для командных игр на свежем воздухе и в спортивном зале. Детям очень нравится играть с большим красочным полотном, вставать под его «крыло», подлезать, прятаться под разноцветным куполом, кружиться. Игры и упражнения с парашютом положительно сказываются на эмоциональной сфере дошкольников. Важная особенность игр с парашютом заключается в том, что для участия в них не требуется каких-то особых навыков и координации движений, что очень важно для детей с ОВЗ. Игры с парашютом очень нравятся детям всех возрастов, а родители не могут сдержать улыбки, глядя на радостные лица своих детей. «Весёлый мяч» Цели: развивать ловкость; воспитывать эмоциональную отзывчивость. Описание игры. Ребята стоят в кругу и держат в руках парашют, на котором лежит резиновый мяч, и, перекатывая мяч от одного к другому в произвольном направлении, произносят: Ты катись, весёлый мячик, Парашют не даст упасть, У кого весёлый мячик, Нам желание отдаст! Тот, на ком заканчивается стихотворение, выполняет задание, которое выберут играющие. - Бурнина Людмила Николаевна, воспитатель I категории, познакомит нас с игрогимнастикой. Игрогимнастика — это — занятия в виде игры; комплекс упражнений, объединенных игровым сюжетом, упражнения в игровой форме. «Игровая гимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе. В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, дыхательные, упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки. Игровая гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. Игровая гимнастика – это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разнообразное развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общения, игра). Массаж спины «Дождик» Дождик бегает по крыше — Бом-бом, бом-бом! По весёлой звонкой крыше — Бом-бом, бом-бом! (встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине) - Дома, дома посидите — Бом-бом, бом-бом! Никуда не выходите — Бом-бом, бом-бом! (постукивание пальчиками) - Почитайте, поиграйте — Бом-бом, бом-бом! А уйду, тогда гуляйте... Бом-бом, бом-бом! (поколачивание кулачками) - Повторение 1 куплета (поглаживание ладошками) - Следующий гость нашей программы – педагог-психолог I категории Вартанова Любовь Михайловна. Поговорим о релаксации. 4 рубрика – «Про душу» Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее в следствии, снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Ещё можно сказать, что релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть, как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Релаксация — позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Упражнения на расслабление мышц лица. «Бабочка» Инструкция. Представьте себе теплый летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает — подставьте его солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка и выбирает, на чей нос сесть. Сморщите носик, поднимите верхнюю губу кверху, рот оставьте полуоткрытым, задержите дыхание. А теперь прогоните бабочку — подвигайте энергично носиком. Бабочка улетела. Выдохните и расслабьте мышцы губ и носа. «Улыбка» Инструкция. Представьте себе, что вы видите на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбнитесь ему в ответ и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться шире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек... Дышите и улыбайтесь! Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка. 5 рубрика – «Про движение» - Татьяна Сергеевна Дарикова познакомит вас с новой здоровьесберегающей технологией – квест- игры. Квест — это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице). Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Квест- игра для детей 2–3 лет по сказке «Репка» (мотивация) Цель: Прививать интерес к народному творчеству по средствам русских народных сказок. Задачи: способствовать формированию умения разгадывать загадки формирование навыков рисования не стандартными способами (ватными палочками наносить точечный рисунок, не выходить за края) совершенствовать умение вступать в диалог со взрослым. Герои: бибабо «Дед», «Бабка», «Внучка», «Жучка», «Кошка», «Мышка». I часть. Вводная Дети заходят в группу, их встречает «Дед». Дед: Здравствуйте, ребята. Я посадил репку, ухаживал за ней, она росла, росла и выросла. Собрался я ее тянуть, но забыл где она, у меня растет. Воспитатель: Не переживай, Дед. Мы с ребятами поможем тебе ее отыскать. Правда, ребята? (Да) Дед: Открою вам один секрет, что у каждого героя сказки есть кусочек карты. Собрав карту, можно найти место, где выросла репка! Что бы получить первый кусочек вам надо идти к Бабке. Воспитатель: Спасибо. Ребята, готовы отправиться в путешествие? (Да). Тогда вперед. Мы отправимся на поезде, я буду машинист, а вы мои вагончики. Вставайте за мной. Ту-ту-ту. Поехали. (Дети строятся за воспитателем, сгибают руки в локтях) 6 рубрика – «Про будущее» - Встречаем молодых педагогов! Рудьман Татьяна Валентиновна поговорит с нами о пользе фитбола. Фитбол — это большой мяч диметром 45-78 см. Фитбол-гимнастика-это занятия на больших упругих мячах, которые обеспечивают целенаправленное и комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Упражнение на фитболах обладают оздоровительным эффектом, что подтверждено опытом работы врачей специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации (при выполнении упражнений) и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвоночных дисках и внутренних органах, это способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Упражнение на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на организм и активизируют моторно-висцеральные рефлексы. «Бег» Я бегу, бью по мячу, Футболистом быть хочу, — Больше всех голов забить, Как Пеле — великим быть Исходное положение: Стоя, мяч в опущенных руках. Бег на месте на носках с захлестыванием голени. Мяч отбивать поочередно то правой, то левой рукой. Терапевтический эффект: упражнение совершенствует навык бега и тренирует координацию движений. При выполнении упражнения многим детям будет непосильно совмещать отбивание и бег. В этом случае полезно выучить упражнение поэлементно: сначала отбивание в ритм с музыкой, затем ритмичный бег и только после этого выполнить упражнение целиком. - Орлова Мария Александровна – представляет вашему вниманию комплексы упражнений из «Маленькой йоги». Йога — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В возрасте 3-7 лет у детей начинается осознание и понимание себя, налаживается гармония с внешним миром. Йога поможет ребенку развить следующие духовные способности: правильно выражать свою любовь к миру; осознавать свои чувства; доверять своим инстинктам; познакомится с работой своего тела; ценить свои умения; развивать свои таланты и способности. Благодаря такому возвышенному духовному фундаменту, заложенному ребенку возрастом 3-7 лет, вырастают настоящие личности! Первые уроки йоги – это забавная игра. Ниже представлено 10 игровых элементов для самых маленьких.
- Погодаева Гульнора Эркимовна напомнит нам всем о такой здоровьесберегающей технологии как цветотерапия. Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Современные ученые считают, что цветотерапия является одним из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Ученые выяснили, что цвет оказывает сильнейшее влияние на самочувствие человека, его работоспособность и настроение. Педагогам предлагается выпить «Волшебную воду» (вносится поднос со стаканчиками воды). Каждый стакан стоит на кружке определенного цвета. Педагоги выбирают понравившийся цвет. На обратной стороне цветного кружка написаны волшебные свойства данного цвета. Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Людям умственного труда легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах. В обычной практике отмечено, что голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение. Зеленый цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении, розовый тонизирует при подавленном состоянии, а желтый цвет-цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия. Завершение семинара Итак, коллеги, применение в своей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у вас, родителей и воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. А в заключении я хотела бы, чтобы каждый из вас достал для себя пожелание. «Волшебная шкатулка» Каждому участнику предлагается вытащить из «волшебной шкатулки» записку с пожеланием. Материал к ритуалу прощания
- Вот и подошла к концу наша передача. Нам с вами было хорошо! Пусть и вам будет жить здорово!
|