Здоровьесберегающие технологии в деятельности воспитателя ДОУ
Дегтева Ксения Васильевна
Лещенко Ольга Владимировна
Воспитатели ДОУ МДОУ «Детский сад комбинированного вида №28 п. Разумное» Поселок Разумное, Белгородский район, Белгородская область.
Современный ДОУ – какой он? Этому вопросу в настоящее время уделяется большое внимание. От нас, воспитателей, зависит, какой будет наш новый современный детский сад.
Современный детский сад — это Дом, в котором сформировано Единое воспитательное и информационное пространство, где взаимодействуют дети, воспитатели и родители, объединенные общими целями и задачами.
Серьезной проблемой нашего общества является состояние здоровья детей как нравственного, так и физического. Вот поэтому внедрение в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий поможет обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности детей с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей и потребностей.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов стабилизации в дошкольных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя воспитателю еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий
- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.
- Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия.
- Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате — малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
- Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. С этой целью в своей работе мы используем упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
- Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
- Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
- Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
- Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Используемая литература:
- Е. И Подольская, Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008год.
- Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ — Волгоград: Учитель, 2009.
- Т.Г. Карепова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год.
- О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007год.
- О.Н. Арсеневская, Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду, Издательство «Учитель» 2009 год.
- Н.И. Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ, Издательство «Учитель» 2008год.
- Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2 010.
|