Примерная схема анализа образовательной среды как способствующей сохранению и формированию психологического здоровья.
Ст преподаватель кафедры психологии КГПУ Метелкина Т.Н.
Анализ функции и норм образовательной среды по след критериям:
Способствует ли О.С. •развитию сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути, •воспитанию инициативы и ответственности УОП (участ. обр. проц.) в природных и социальных сферах, •обеспечению возможностей для личностно-проф. роста, самоопределения, самореализации УОП. •овладению средствами достижения интеллектуально-нравственной свободы УОП; •созданию условий для самостоятельности, саморазвития, индивидуальности человека, развития его духовных потенций. Анализ позиций УОП Оценка позиций Педагога, Ученика, Администрации, Родителя как субъектов деятельности по сохранению здоровья. С этой целью необходимо проанализировать наличие потребности и мотивации к организации и осуществлению различной деятельности по здоровьесохранению у участников образовательного пространства. 1.У администрации - по формированию стратегии развития учреждения как здоровьеразвивающей; 2.У педагога - по организации профессиональной деятельности как здоровьесохраняющей и формирующей культуру здоровья; 3.У ученика - по формированию ЗОЖ и ценности здоровья; 4.У родителей - по организации деятельности семьи как здоровьесохраняющей и формирующей культуру здоровья;
Анализ модели взаимодействия участников образовательного процесса. 1.Определение ведущего модуса отношений участников образовательного процесса: 1.СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ СВЯЗИ (S - O) характерны для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с ребёнком 2.СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ СВЯЗИ (S - S) характерны для личностно-ориентированной модели взаимодействия. Диагностика моделей см. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога. - М., 1997. 2. Анализ ведущих принципов, норм коммуникации и взаимодействия. 1.ПРИНЦИП ДИАЛОГИЗАЦИИ педагогического взаимодействия •Оценка пед. общения с точки зрения наличия диалога •Оценка стратегии взаимодействия, т.е. позиция соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающих людей. 2. ПРИНЦИП ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ – •Оценка УВП, применяемых технологий, содержания обучения с точки зрения их направленности на актуализацию исследовательской активности ребёнка 3. ПРИНЦИП ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ •Оценка степени вклады личностного опыта в ролевом взаимодействии: ученик-учитель. 4. ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ •оценка адекватности содержания, форм и методов воспитания возрастным и индивидуальным возможностям ребёнка.
Для проведения оценки деятельности школы как здоровьесохраняющей необходимо опираться на обоснованные в отечественной психологии методологические принципы "прогностичности диагностики" и "единства диагностики и коррекции развития" (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, К.М.Гуревич). С целью оценки влияния педтехнологий, программ обучения ряд авторов предлагает выделить содержательные показатели психического здоровья. В.Э. Пахальян предлагает в системе психолого-педагогических школьных служб проводить мониторинг следующих сфер: когнитивного развития ребенка; личностного развития; эмоционально-волевого развития; развития мотивационно-смысловой сферы. Наряду с традиционной селективной психодиагностикой (диагностикой отбора, соответствия демонстрируемым ребенком уровнем развития психических процессов, свойств и качеств установленным среднестатистическим нормам развития), необходимо выделять особый предмет диагностики. Необходимо анализировать ситуацию развития ребенка. По мнению А.Г.Асмолова, необходимо шире применять на практике методы и методики диагностики развития, что позволит от констатации наличных психологических особенностей ребенка перейти к исследованию условий оптимального развития ребенка в образовательных процессах, Частные методики диагностики. Методы изучения психоэмоционального состояния школьника. Для изучения психоэмоционального состояния учащихся, в процессе школьного обучения, можно использовать методику цветописи (О.Г. Иванова, 1988). Для определения устойчивости к стрессу возможно использование теста Люшера. Для оценки состояния эмоционально-личностной сферы наиболее эффективно использование проектировочных методов диагностики: рисуночных тестов, метода незаконченных, предложений, ТАТов. Тест «Рисунок человека» позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка, так и особенности эмоционально – личностной сферы. Тест «Пиктограмма» предложен А.Р. Лурией как метод исследования мышления и памяти. В дальнейшем с помощью данного метода были разработаны критерии личностных и эмоциональных особенностей. Оценить уровень и структуру школьной тревожности возможно с помощью теста школьной тревожности Филлипса. (Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога, Москва, 2001 ) и теста тревожности Дж.Тейлора-А.М.Прихожан (Ярулов А.А, Индивидуально-ориентированная система обучения, Красноярск,1998).
|