Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование психологического здоровья у детей
Здоровье
Автор: Главный Редактор   
02.08.2016 16:33

Примерная схема анализа образовательной среды как способствующей сохранению и формированию психологического здоровья.

Ст преподаватель кафедры психологии КГПУ
Метелкина Т.Н.

Анализ функции и норм образовательной среды по след критериям:


Способствует ли О.С.
•развитию сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути,
•воспитанию инициативы и ответственности УОП (участ. обр. проц.) в природных и социальных сферах,
•обеспечению возможностей для личностно-проф. роста, самоопределения, самореализации УОП.
•овладению средствами достижения интеллектуально-нравственной свободы УОП;
•созданию условий для самостоятельности, саморазвития, индивидуальности человека, развития его духовных потенций.
Анализ позиций УОП  
Оценка позиций  Педагога, Ученика, Администрации, Родителя как субъектов деятельности по сохранению здоровья. С этой целью необходимо проанализировать наличие потребности и мотивации к организации и осуществлению различной деятельности по здоровьесохранению у участников образовательного пространства.
1.У администрации - по формированию стратегии развития учреждения как здоровьеразвивающей;
2.У педагога - по организации профессиональной деятельности как здоровьесохраняющей и формирующей культуру здоровья;
3.У  ученика - по формированию ЗОЖ и ценности здоровья;
4.У родителей  - по организации деятельности семьи как здоровьесохраняющей и формирующей культуру здоровья;

Анализ модели  взаимодействия участников образовательного процесса.
1.Определение ведущего модуса отношений участников образовательного процесса:
1.СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ СВЯЗИ (S - O) характерны для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с ребёнком
2.СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ СВЯЗИ (S - S) характерны для личностно-ориентированной модели взаимодействия. Диагностика моделей см. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога. - М., 1997.
2.  Анализ ведущих принципов, норм коммуникации и взаимодействия.
1.ПРИНЦИП ДИАЛОГИЗАЦИИ педагогического взаимодействия
•Оценка пед. общения с точки зрения наличия диалога  
•Оценка стратегии взаимодействия, т.е. позиция соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающих людей.
     2.  ПРИНЦИП ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ –
•Оценка УВП, применяемых технологий, содержания обучения с точки зрения  их направленности на актуализацию исследовательской активности ребёнка
3. ПРИНЦИП ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ
•Оценка степени вклады личностного опыта в ролевом взаимодействии: ученик-учитель.
4. ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
•оценка адекватности содержания, форм и методов воспитания возрастным и индивидуальным возможностям ребёнка.

Для проведения оценки  деятельности школы как здоровьесохраняющей необходимо опираться на обоснованные в отечественной психологии методологические принципы "прогностичности диагностики" и "единства диагностики и коррекции развития" (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, К.М.Гуревич).
С целью оценки влияния педтехнологий, программ обучения ряд авторов предлагает выделить содержательные показатели психического здоровья. В.Э. Пахальян предлагает в системе психолого-педагогических школьных служб проводить мониторинг следующих сфер: когнитивного развития ребенка; личностного развития; эмоционально-волевого развития; развития мотивационно-смысловой сферы.
 Наряду с традиционной селективной психодиагностикой (диагностикой отбора, соответствия демонстрируемым ребенком уровнем развития психических процессов, свойств и качеств установленным среднестатистическим нормам развития), необходимо выделять особый предмет диагностики. Необходимо анализировать ситуацию развития ребенка.
По мнению А.Г.Асмолова, необходимо шире применять на практике методы и методики диагностики развития, что позволит от констатации наличных психологических особенностей ребенка перейти к исследованию условий оптимального развития ребенка в образовательных процессах,
Частные методики диагностики.
Методы изучения  психоэмоционального  состояния школьника. Для изучения психоэмоционального состояния учащихся, в процессе школьного обучения, можно использовать методику цветописи (О.Г. Иванова, 1988). Для определения устойчивости к стрессу возможно использование теста Люшера. Для оценки состояния эмоционально-личностной сферы наиболее эффективно использование проектировочных методов диагностики: рисуночных тестов, метода незаконченных, предложений, ТАТов. Тест «Рисунок человека» позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка, так и особенности эмоционально – личностной сферы. Тест «Пиктограмма» предложен А.Р. Лурией как метод исследования мышления и памяти. В дальнейшем с помощью данного метода были разработаны критерии личностных и эмоциональных особенностей. Оценить уровень и структуру школьной тревожности возможно с помощью теста школьной тревожности Филлипса. (Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога, Москва, 2001 ) и теста тревожности Дж.Тейлора-А.М.Прихожан (Ярулов А.А, Индивидуально-ориентированная система обучения, Красноярск,1998).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год