Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Компетентность  педагога и здоровьесохранение
Здоровье
Автор: Главный Редактор   
02.08.2016 16:30

Компетентность  педагога и здоровье сохранение в ОУ.


ст. преподаватель кафедры психологии КГПУ  Метелкина Т.Н.

Для сохранения здоровья наших детей школе нужен  компетентный учитель с определенной суммой знаний, системой ценностно-мотивацивационных установок на ведение ЗОЖ (и ведущий ЗОЖ), а также использующий  здоровьесберегающие образовательные технологии.
Согласно  проведенному анализу взглядов различных авторов, компетентность,   предполагает ЗУНы в какой либо предметной области,  ЗУНы по их  использованию, а так же компетенцию, как способность и возможность  эффективного использованию  первых и вторых. Следовательно, необходима определенная деятельность, которую организует и осуществляет компетентный в вопросах обозначенной предметной области субъект.
Любая деятельности предполагает наличие определенных  компонентов, содержание которых определяется результатом и продуктом деятельности.
Педагог есть субъект процесса обучения, следовательно, основным результатом его педагогической деятельности является уровень и качество образования обучающегося.  Если одним из компонентов качества образования (как результата деятельности) предполагается наличие культуры здоровья, владение навыками, умениями (техниками)  ведения  здорового образа жизни и самовосстановления, то, соответственно необходима со стороны педагога соответствующая деятельность по достижению обозначенного результата.


Говоря языком требований,


если у ученика должна быть:

Культура здоровья, то есть
1.Наличие соответствующих ценностей и убеждений в структуре мировоззрения (Я знаю о том, что можно быть здоровым; Я понимаю, что это  такое - мое здоровье; Я хочу быть здоровым; Я убежден в том, что могу);
2.Наличие жизненной позиции как совокупности соответствующих обозначенным ценностям норм и правил (И поэтому я должен следующее…);
3.Способность быть культурным, то есть осуществлять свою жизнедеятельность в соответствии с нормами и правилами. Для этого необходимы определенные умения и навыки. А именно:
*Умение проектировать собственную деятельность как здоровьесохраняющую, удерживать позицию субъекта собственной деятельности и выстраивать субъект - субъектные отношения с участниками образовательного процесса.
*умения и навыки вести здоровый образ жизни;
*Умения и навыки самовосстановления.
4.Наличие соответствующего обозначенным нормам и правилам  образа жизни (я действую именно так, как должен, потому что я так хочу, это мое убеждение, это для меня ценно..).


то педагог должен:
1.
•Формировать круг знаний,  представлений и понятий  о здоровье;
•формировать представление ученика о себе как о здоровом человеке;
•формировать потребность, желание быть здоровым;
•формировать убеждение в необходимости и возможности ЗОЖ.
2. Организовать процесс ознакомления, усвоения и присвоения знаний, представлений, понятий, лежащих в основе    норм и правил, и регулирующих образ жизни как здоровый.
3. Организовать процесс ознакомления, усвоения и присвоения
•умений и  навыков, лежащих в основе    норм и правил, позволяющих вести ЗОЖ;
•умений и навыков самовосстановления.
4. Организовать процесс «выстраивания» обучающимся образа жизни  на основе реализации усвоенных знаний, умений и навыков


Следовательно, компетенция педагога включает в себя:
1.владение соответствующим содержанием  и программой обучения знаниям, умениям и навыкам ЗОЖ;
2.владение технологиями, методическими навыками и приемами формированиями
•знаний,  представлений и понятий  о здоровье; о себе как о здоровом человеке; о нормах и правилах,  регулирующих образ жизни как здоровый.
•потребность, желание быть здоровым;
•убеждения в необходимости и возможности ЗОЖ;
Владение технологиями, методическими навыками и приемами обучения
•умениями и  навыками, лежащих в основе    норм и правил и позволяющих вести ЗОЖ;
•умений и навыков самовосстановления.
Владение технологиями, психолого-педагогическими и методическими навыками, приемами организации образа жизни обучающегося как здорового
Владение технологиями, методическими навыками и приемами организации образовательной среды учреждения (предметного окружения, технологий обучения и воспитания)  способствующей формированию  здорового образа жизни обучающихся.


Знания, умения, навыки:
1. Знать о здоровье, о здоровом человеке, о здоровой личности, о ЗОЖ; о представлениях, понятиях, лежащих в основе  норм, правил, регулирующих образ жизни как здоровый и позволяющих вести ЗОЖ; об умениях и навыках ЗОЖ; об основных вредностях; об умениях и навыках самовосстановления.

2. Знать о способах и приемах, технологиях
•здоровьесохранения и здоровьеформирования .
3. Знать о способах и приемах, технологиях обучения и воспитания
•потребности, желания быть здоровым;
•убеждения в необходимости и возможности ЗОЖ;
•умений и  навыков, лежащих в основе    норм, правил, регулирующих образ жизни как здоровый и позволяющих вести ЗОЖ;
•умений и навыков самовосстановления.
•образа жизни обучающегося как здорового
4. Знать способы и приемы организации образовательной среды учреждения как здоровьесохраняющей.
5. Ориентироваться в данных вопросах на современном научно-практическом уровне;

1. Уметь  воспитывать  
•потребность, желание быть здоровым;
•убеждения в необходимости и возможности ЗОЖ;
2. Уметь  воспитывать  и обучать
•умениям  и  навыкам, лежащим в основе    норм, правил, регулирующих образ жизни как здоровый и позволяющим вести ЗОЖ;
•умениям и навыкам самовосстановления;
•умениям и навыкам ведения образа жизни обучающегося как здорового.
3. Уметь организовать  образовательную среду учреждения как здоровьесохраняющую.
4. Уметь оптимизировать и осуществлять свою профессиональную деятельность как здоровьесохраняющую.
    5. Умение проектировать собственную педагогическую деятельность как здоровьесохраняющую, удерживать позицию субъекта собственной деятельности и выстраивать субъект - субъектные отношения с участниками образовательного процесса.


Таким образом, компетентность педагога в вопросах сохранения здоровья ребенка предполагает и профессиональный, и личностный  компонент.  Профессиональный компонент включает в себя:
1.Знание и владение технологиями, методическими приемами и подходами, знание и владение соответствующим предметным содержанием, способствующим сохранению здоровья участников образовательного процесса.
2.Наличие знаний, умений и навыков по организации и осуществлению своей профессиональной деятельности как здоровьесохраняющей.
Личностный компонент
1.Наличие жизненной позиции, определяемой ценностным отношением к здоровью и  потребностью его сохранения и укрепления.
2.Наличие способности к организации здорового образа жизни.
•осознание и чувства непрерывности постоянства и идентичности собственного «Я»;
•чувство постоянства и идентичность переживаний в однотипных ситуациях;
•критичность;
•способность к самоуправлению согласно принятым нормам, правилам, обстоятельствам, ситуациям;
•способность планировать свою жизнь и реализовывать задуманное;
•способность менять свое поведение согласно внешним и внутренним требованиям.


Теоретический  анализ. изложенный в  таблице на основании анализа  положений педагогики, педагогической, социальной психологии, изложенных И.В.Зимней «Педагогическая психология» М.,-1998 и Г.М. Андреевой «Социальная психология»,СПб.,-2000
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год