Компетентность педагога и здоровьесохранение |
Здоровье | |||
Автор: Главный Редактор | |||
02.08.2016 16:30 | |||
Компетентность педагога и здоровье сохранение в ОУ. ст. преподаватель кафедры психологии КГПУ Метелкина Т.Н. Для сохранения здоровья наших детей школе нужен компетентный учитель с определенной суммой знаний, системой ценностно-мотивацивационных установок на ведение ЗОЖ (и ведущий ЗОЖ), а также использующий здоровьесберегающие образовательные технологии. Согласно проведенному анализу взглядов различных авторов, компетентность, предполагает ЗУНы в какой либо предметной области, ЗУНы по их использованию, а так же компетенцию, как способность и возможность эффективного использованию первых и вторых. Следовательно, необходима определенная деятельность, которую организует и осуществляет компетентный в вопросах обозначенной предметной области субъект. Любая деятельности предполагает наличие определенных компонентов, содержание которых определяется результатом и продуктом деятельности. Педагог есть субъект процесса обучения, следовательно, основным результатом его педагогической деятельности является уровень и качество образования обучающегося. Если одним из компонентов качества образования (как результата деятельности) предполагается наличие культуры здоровья, владение навыками, умениями (техниками) ведения здорового образа жизни и самовосстановления, то, соответственно необходима со стороны педагога соответствующая деятельность по достижению обозначенного результата. Говоря языком требований, если у ученика должна быть: Культура здоровья, то есть 1.Наличие соответствующих ценностей и убеждений в структуре мировоззрения (Я знаю о том, что можно быть здоровым; Я понимаю, что это такое - мое здоровье; Я хочу быть здоровым; Я убежден в том, что могу); 2.Наличие жизненной позиции как совокупности соответствующих обозначенным ценностям норм и правил (И поэтому я должен следующее…); 3.Способность быть культурным, то есть осуществлять свою жизнедеятельность в соответствии с нормами и правилами. Для этого необходимы определенные умения и навыки. А именно: *Умение проектировать собственную деятельность как здоровьесохраняющую, удерживать позицию субъекта собственной деятельности и выстраивать субъект - субъектные отношения с участниками образовательного процесса. *умения и навыки вести здоровый образ жизни; *Умения и навыки самовосстановления. 4.Наличие соответствующего обозначенным нормам и правилам образа жизни (я действую именно так, как должен, потому что я так хочу, это мое убеждение, это для меня ценно..). то педагог должен: 1. •Формировать круг знаний, представлений и понятий о здоровье; •формировать представление ученика о себе как о здоровом человеке; •формировать потребность, желание быть здоровым; •формировать убеждение в необходимости и возможности ЗОЖ. 2. Организовать процесс ознакомления, усвоения и присвоения знаний, представлений, понятий, лежащих в основе норм и правил, и регулирующих образ жизни как здоровый. 3. Организовать процесс ознакомления, усвоения и присвоения •умений и навыков, лежащих в основе норм и правил, позволяющих вести ЗОЖ; •умений и навыков самовосстановления. 4. Организовать процесс «выстраивания» обучающимся образа жизни на основе реализации усвоенных знаний, умений и навыков Следовательно, компетенция педагога включает в себя: 1.владение соответствующим содержанием и программой обучения знаниям, умениям и навыкам ЗОЖ; 2.владение технологиями, методическими навыками и приемами формированиями •знаний, представлений и понятий о здоровье; о себе как о здоровом человеке; о нормах и правилах, регулирующих образ жизни как здоровый. •потребность, желание быть здоровым; •убеждения в необходимости и возможности ЗОЖ; Владение технологиями, методическими навыками и приемами обучения •умениями и навыками, лежащих в основе норм и правил и позволяющих вести ЗОЖ; •умений и навыков самовосстановления. Владение технологиями, психолого-педагогическими и методическими навыками, приемами организации образа жизни обучающегося как здорового Владение технологиями, методическими навыками и приемами организации образовательной среды учреждения (предметного окружения, технологий обучения и воспитания) способствующей формированию здорового образа жизни обучающихся. Знания, умения, навыки: 1. Знать о здоровье, о здоровом человеке, о здоровой личности, о ЗОЖ; о представлениях, понятиях, лежащих в основе норм, правил, регулирующих образ жизни как здоровый и позволяющих вести ЗОЖ; об умениях и навыках ЗОЖ; об основных вредностях; об умениях и навыках самовосстановления. 2. Знать о способах и приемах, технологиях •здоровьесохранения и здоровьеформирования . 3. Знать о способах и приемах, технологиях обучения и воспитания •потребности, желания быть здоровым; •убеждения в необходимости и возможности ЗОЖ; •умений и навыков, лежащих в основе норм, правил, регулирующих образ жизни как здоровый и позволяющих вести ЗОЖ; •умений и навыков самовосстановления. •образа жизни обучающегося как здорового 4. Знать способы и приемы организации образовательной среды учреждения как здоровьесохраняющей. 5. Ориентироваться в данных вопросах на современном научно-практическом уровне; 1. Уметь воспитывать •потребность, желание быть здоровым; •убеждения в необходимости и возможности ЗОЖ; 2. Уметь воспитывать и обучать •умениям и навыкам, лежащим в основе норм, правил, регулирующих образ жизни как здоровый и позволяющим вести ЗОЖ; •умениям и навыкам самовосстановления; •умениям и навыкам ведения образа жизни обучающегося как здорового. 3. Уметь организовать образовательную среду учреждения как здоровьесохраняющую. 4. Уметь оптимизировать и осуществлять свою профессиональную деятельность как здоровьесохраняющую. 5. Умение проектировать собственную педагогическую деятельность как здоровьесохраняющую, удерживать позицию субъекта собственной деятельности и выстраивать субъект - субъектные отношения с участниками образовательного процесса. Таким образом, компетентность педагога в вопросах сохранения здоровья ребенка предполагает и профессиональный, и личностный компонент. Профессиональный компонент включает в себя: 1.Знание и владение технологиями, методическими приемами и подходами, знание и владение соответствующим предметным содержанием, способствующим сохранению здоровья участников образовательного процесса. 2.Наличие знаний, умений и навыков по организации и осуществлению своей профессиональной деятельности как здоровьесохраняющей. Личностный компонент 1.Наличие жизненной позиции, определяемой ценностным отношением к здоровью и потребностью его сохранения и укрепления. 2.Наличие способности к организации здорового образа жизни. •осознание и чувства непрерывности постоянства и идентичности собственного «Я»; •чувство постоянства и идентичность переживаний в однотипных ситуациях; •критичность; •способность к самоуправлению согласно принятым нормам, правилам, обстоятельствам, ситуациям; •способность планировать свою жизнь и реализовывать задуманное; •способность менять свое поведение согласно внешним и внутренним требованиям. Теоретический анализ. изложенный в таблице на основании анализа положений педагогики, педагогической, социальной психологии, изложенных И.В.Зимней «Педагогическая психология» М.,-1998 и Г.М. Андреевой «Социальная психология»,СПб.,-2000
|