Проектная деятельность в младшей группе «Правильное дыхание – путь к здоровью!» |
Здоровье | |||
Автор: Абраменкова И.В. Зинина И. С. | |||
07.01.2018 17:30 | |||
Проектная деятельность в младшей группе «Правильное дыхание – путь к здоровью!» Подготовили воспитатели: Абраменкова И.В. Зинина И. С. Москва. Октябрь – Декабрь 2017 г. ГБОУ Школа №1375 С/П №5. Паспорт проекта. Название проекта: «Правильное дыхание – путь к здоровью!». Вид проекта: групповой проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 3-4 лет. Продолжительность проекта: 3 месяца. Участники проекта: дети группы, родители воспитанников, воспитатели, сотрудники д.о. Образовательная область: познание, коммуникация, творчество, социализация, экологическое воспитание, физическая культура и здоровье. Актуальность проблемы:
Одной из важных составляющих развития дошкольников является формирование здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью. Наиболее часто дети подвержены простудным заболеваниям, особенно в холодное время года. Одной из причин простуд является неправильное дыхание в быту и при повышенной двигательной активности. Цель проекта: Снизить заболеваемость детей простудам, научить правильно дышать в разных обстоятельствах – игры, прогулка, занятия спортом, занятия в группе, режимные моменты и т.п. Предполагаемый результат: Дети станут более внимательно относиться к своему здоровью, обращать внимание на то, как дышат, повысится объем легких, укрепиться иммунитет и снизиться уровень простуд. Предварительная работа: С детьми проведены беседы о простудах и правильном дыхании. Так же, при чтении художественной литературы, часто делался акцент на отрывки в произведениях, где описывались болезни их причины и последствия, проводились диалоги с детьми по прочитанному. Сотрудничество с семьёй: Беседы с родителями и консультации о досугах вместе с детьми, природных наблюдениях и прогулках на свежем воздухе, профилактике простудных заболеваний и пользе правильного носового дыхания, играх и упражнениях для его формирования. Родители вместе с детьми и воспитателями изготавливали пособия для дыхательных игр, участвовали в их проведении. Продукт проектной деятельности: Изготовление картотеки игр (с пособиями) для развития дыхания и увеличения объема легких. Передача опыта коллегам и родителям дошкольников. Формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста Дыхание является главнейшим источником жизни. При рождении у человека закладывается правильный механизм дыхания, который постепенно утрачивается, что приводит к разнообразным нарушениям в организме. Нарушение функции дыхания в совокупности с нарушениями других систем организма приводит к развитию таких заболеваний, как бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма, плеврит, эмфизема легких, сужение плевральной щели, нагноительные процессы в легких и т. д. Проблема правильного дыхания у детей, стоящая перед нами, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний. Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет ребенка от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться). Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. И наша задача научиться и научить детей правильно дышать. В настоящее время проблеме правильного дыхания уделялось недостаточно внимания. Мы столкнулись с проблемой постановки правильного дыхания детей с отклонениями речи. Дыхание очень важно для развития речевого аппарата дошкольников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Для решения этой проблемы на I этапе мы начали в малой дозировке проводить дыхательные упражнения. Упражнения были включены в физкультурную образовательную деятельность, в повседневную совместную образовательную деятельность при участии воспитателей, музыкальных руководителей, учителей-логопедов, на прогулках и во время физкультурных минуток. На II этапе эти упражнения выполняли с акцентом на удлинении выдоха, четким произнесением звуков. На III этапе мы систематизировали эту работу во взаимодействии со всеми специалистами. Использование физических упражнений, направленных на предупреждение простудных заболеваний, улучшение функций верхних дыхательных путей, мы рекомендуем применять во всех группах. Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, физкультурных минутках, гимнастики после пробуждения или на прогулке. Классификация дыхательных упражнений:
Типы дыхания:
Типы дыхания: Верхнее дыхание, этот способ дыхания известен под названием «ключичного дыхания». Дыхание такого рода, раздвигая верхние ребра, поднимает ключицы и плечи, в то же время, заставляя несколько закрепощать дыхательные мышцы живота и диафрагму. Последние становятся как бы жестким опорным фундаментом для расширения верхней части грудной клетки. Именно поэтому в момент активного наполнения грудной клетки воздухом дыхательное расширение брюшной полости почти невозможно. Если человек в своей жизни использует только такой тип дыхания, то он дышит самым нерациональным и не физиологичным образом. Ибо задействованная им верхняя часть легких по своему объему наименьшая, и, следовательно, вентиляция легких происходит самым нерациональным образом. Среднее дыхание, известно под названием «реберного», или «грудного» дыхания. При этом типе дыхания средние ребра значительно раздвигаются, грудь, соответственно, расширяется, и воздух активно всасывается в верхнюю половину легких. Дыхательные мышцы живота и диафрагмы уже менее напряжены и даже немного могут участвовать в процессе дыхания. Вентиляция легких происходит заметно лучше, чем при ключичном дыхании. Но все же, нижние объемы легких мало задействованы. Нижнее дыхание – эта вполне эффективная и рациональная форма дыхания известна еще под названием «брюшного» или «диафрагмального» дыхания. Оно отличается от других глубоким вдохом и производится в состоянии полного мышечного расслабления. Выполняется такое дыхание за счет действий диафрагмой, которая отделяет грудную полость от брюшной. В состоянии покоя диафрагма имеет куполообразную форму и обращена выпуклой частью в сторону грудины. При выдохе она надавливает на органы брюшной полости и вытесняет их вниз, а при вдохе она возвращается в обратное положение. Брюшное дыхание можно выполнять стоя или лежа. Сидя так дышать невозможно. Внимание при этом надо фиксировать на центральной части живота. Дыхательное движение начинается с брюшной полости активным выпячиванием живота вперед. Диафрагма сильно уходит вниз и активно растягивает и заставляет мощно расширяться объем нижней, самой емкой части легких. Именно поэтому «брюшное дыхание» оказывается эффективным и малозатратным, так как задействует максимальные объемы дыхательных поверхностей легких с минимумом вложенных усилий. Смешанное дыхание (полное дыхание йогов), является фундаментом и началом всех дыхательных упражнений. Оно представляет собой синтез трех видов дыхания — верхнего (ключичного), среднего и брюшного (диафрагмального). При таком дыхании они мобилизуют всю дыхательную систему. Грудная клетка при этом растягивается до предельно допустимой величины, а объем легких значительно увеличивается. Диафрагма же интенсивно и регулярно сокращается, массируя органы брюшной полости. При полном дыхании организм получает максимально возможное количество кислорода. Не остается ни одного органа, который бы не ощущал благотворного влияния такого дыхания, в этом случае полнее осуществляется кровообмен, стимулируется секреторная деятельность желез. Полное дыхание йогов — это дыхание, позволяющее наиболее полно задействовать весь объем лёгких. При этом весь дыхательный аппарат находится в едином непрерывном движении, между вдохом, выдохом и последующим вдохом нет никаких пауз. Данное дыхание при посредстве лёгких, нервно-мышечного аппарата, управляющего актом вдоха-выдоха, и сердечно — сосудистой системы наполняет весь организм свежим кислородом. На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру. Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о), шипящих согласных (ш, ж), звука (р) и сочетании звуков (ах, ох, ух). Эти дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме ( «жужжит пчела», «гудит пароход», «стучат колеса поезда», «рычит мотор» и пр.). Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. Предлагаем упражнения дыхательной гимнастики. «Сдуваем снежинку» И.П. – о.с. 1- поднять прямые руки вверх через стороны, глубокий вдох; 2- соединить ладони перед грудью, выдох (дуют на ладони). «Огнедышащий дракон» И.П. – стойка ноги врозь.
«Моторчик» И.П. – о.с. 1- вращение рук перед собой – вверх, вдох; 2 – опустить руки вниз через стороны – выдох со звуком «р – р – р». «Флажки» И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперед.
«Насос» И.П. – о.с. 1 – руки согнуть в локтях, подтянуть к плечам — вдох; 2 – опуская руки вниз – выдох произнося звук «с – с — с». «Вырастим большие» И.П. – о.с. 1 – поднять палку вверх, потянуться, подняться на носки (вдох); 2 – опустить палку на лопатки, встать на всю ступню (выдох). Произносить звук «у-х-х». Повторить (5-6 раз). «Дровосек» И.П. – стойка ноги врозь, руки вверху в замок.
Повторить (5-6 раз). «Лыжник» И.П. – стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука: «М-м-м». Повторить (1-2 мин). «Змейка шипит» И.П. – стойка на коленях, руки вниз.
«Филин» И.П. – о.с., руки согнуты в локтях, кисти на груди, большой палец отведен подмышку.
«Гуси шипят» И.П. – стойка ноги врозь, руки за спиной, отвести назад. Носом вдох, на выдохе наклон вперед. «Прятки» И.П. – о.с. Вдох и выдох производить через 1 ноздрю. «Журавли» И.п.: о.с., медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох — опустить руки вниз с длительным произношением звука: «У-у-у». (1-2 мин). На прогулке. Дыхание во время прогулки можно варьировать в зависимости от времени дня. В утренние и дневные прогулки надо применять активирующий тип полного дыхания: делать удлиненный вдох / на 4 — 6 шагов / с паузой после вдоха / на 2 шага / и укороченный, но активный / на 2 шага /. Если прогулка вечером перед сном, то тип полного дыхания должен быть успокаивающим: короткий полный вдох / 2 шага /, затем удлиненный активный выдох /4 шага / и пауза после выдоха / 2 шага. Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Систематическое использование нами дыхательных упражнений в комплексах утренних гимнастик, физкультминутках и физкультурной образовательной деятельности показало положительную динамику у эпизодично болеющих детей. С правильным выполнением дыхания у детей улучшилось питание, речь, сон и самочувствие в целом. Таким образом, используемые дыхательные упражнения помогают предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников. Они вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, а так же развивают творческое воображение и фантазию, Правильное дыхание – основа здоровья. Список используемой литературы
Развитие правильного речевого дыхания Цель - формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Задачи для реализации поставленной цели:
- создать взаимосвязь педагогов ДОУ и родителей по проблеме формирования правильного дыхания. Участники: родители, дети. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Что же такое правильное речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности. Речевое дыхание происходить произвольно неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе, некоторые же набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Поэтому залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Вот некоторые игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха (подготовительный этап):
Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу:
После подготовительного периода, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного вдоха и выдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала. Вот несколько примеров:
Контролируя правильность речевого дыхания ребёнка, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться). Игры, укрепляющие дыхательную систему. «Кто громче?» Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах. Оборудование: Дудочка, рожок, свисток. Ведущий просит ребенка как можно громче продуть в дудочку, рожок, свисток. Вдох необходимо сделать через нос и резко выдохнуть. Побеждает тот, чей звук будет громче. «Король ветров» Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. Оборудование: Вертушка или шарик. Ведущий рассказывает: «Собрались как-то ветры со всего света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер сильнее всех». Дети парами дуют на вертушку: чья дольше крутиться, тот и победил. Дуют на подвешенные воздушные шарики, чей шарик отлетит выше, тот и победил. Из каждой пары детей отбирают лучшего, они соревнуются между собой. Победитель – «Король ветров». «Бульканье» Цель: Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление. Оборудование: Стакан, наполненный на 1/3 водой, соломинка. Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в стакан с водой через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает длинный выдох в трубочку. Дети делают то же самое. У кого получилось бульканье дольше всех, тот победил. «Шарик лопнул» Цель: Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ. Оборудование: Фанты из бумаги. Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот: «Ффф..», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши, произносят «Шшш…», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз. Кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры у ребенка не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения. «Самолетик – самолет» Цель: Формирование правильного дыхания (его глубин, ритма), укрепление мышц рук и грудной клетки, координация движений в пространстве. Ведущий показывает, как играть в «самолет»: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает голову вверх — вдох. Делает поворот в сторону, произнося: «Жжж…», — выдох, стоит прямо, опустив руки, — пауза и т.д. Ребенок повторяет 2-3 раза в ритме стиха: Самолетик-самолет (разводит руки в стороны ладонями вверх) Отправляется в полет (делает поворот вправо и выдох «жжж..») Жу, жу, жу Жу, жу, жу Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки – пауза) Я налево полечу (поднимает голову – вдох) Жу, жу, жу Жу, жу, жу (делает поворот влево и выдох «жжж…») Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки — пауза) «Подпрыгни и подуй» Цель: Улучшение функции дыхания. Повышение тонуса, адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам. Оборудование: воздушный шарик. На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает. «Дрова» Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. стоя ноги врозь, руки над головой «в замок». Раз дрова, Наклоны вперед Два дрова, выдохе произнося Раскололся ствол слова: «Ух! Ах!» едва. Бух дрова, При выпрямлении - Бах дрова, вдох Вот уже полена Два. «Чайник» Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. сидя. Чайник на плите стоял – вдох, Через носик пар пускал — выдох. «Паф-паф-паф-паф». «Ветер» Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. сидя. Ветер сверху набежал: Вдох. Ветку дерева сломал: Выдох. «В-в-в-в!» Вдох. Дул он долго, зло ворчал Выдох. И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф». «Партизаны» Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. сидя. Воздух мягко набираем, Вдох. Шарик красный надуваем, Выдох. Шарик тужился, пыхтел, Вдох. Лопнул он и засвистел: Выдох со «Т с-с-с-с!» звуком. ческие разработки Игры для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Дыхание — одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Приступая к развитию у ребенка физиологического дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. «Кораблики». Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Наполните тазик водой, предложите ребенку поиграть: давай пустим в плавание кораблики. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш, корабль. А теперь ты попробуй. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов. «Прожорливые фрукты» Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. В воротики, нужно задувать – вату или другие легкие предметы. Можно устраивать соревнования — кто больше попадёт (накормит фрукты). Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на ватный шарик, как ветерок. «Расти, пена!» Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее. «Горячий чай» Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха). Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча. Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”. «Мой воздушный шарик» Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ. Оборудование: воздушные шары. Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом: Вариант 1. Мой воздушный шарик, раз, два, три. Легкий, как комарик, посмотри. Носом я вдыхаю, не спешу, За своим дыханием слежу. Вариант 2. Каждый день я в шарик дую, Над дыханием колдую. Шарик я надуть стремлюсь И сильнее становлюсь. Правильное дыхание – основа здоровья. Дыхательные упражнения помогают предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников. Дыхание. «Дышим, дышим, выдыхаем – легкие мы развиваем!»
|