«Использование инновационной сюжетно – игровой технологии в освоении образовательной области «Физическое развитие» общеобразовательной программы дошкольного образования» |
Здоровье | |||
Автор: Сидорова Светлана Юрьевна, Лазарева Мария Михайловна | |||
07.05.2017 20:46 | |||
«Использование инновационной сюжетно – игровой технологии в освоении образовательной области «Физическое развитие» общеобразовательной программы дошкольного образования»
МБОУ №17 «Начальная школа – детский сад» г. Калуги Одна из наиболее важных и глобальных проблем современности — проблема сохранения и укрепления здоровья детей. С рождения до семи лет у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе: у него хуже память, внимание, он быстрее утомляется. Напротив, правильно организованное физическое воспитание способствует профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма. Полноценное физическое развитие дошкольников, формирование стойкой мотивации на здоровый образ жизни – основное условие успешного освоения ООП ДО.
Проанализировав в конце 2015-2016 уч. года:
Сюжетно-игровая технология – это здоровьесберегающая физкультурно-оздоровительная технология. На использовании сюжетно-игровой технологии базируется организация двигательной деятельности детей в период всего пребывания ребёнка в детском саду. Её суть заключается в создании такой образовательной ситуации, когда все движения объединены одним сюжетом, представляющим собой «двигательную» инсценировку с разыгрыванием определенной роли. Привлекательные роли, за которыми закреплены определенные поступки или качества, стимулируют ребенка на выполнение движения с желанием и стремлением сделать это в совершенстве. Такой вариант организации двигательной деятельности отличается эмоциональной насыщенностью, являющейся одним из первоочередных условий эффективного обучения движениям. При внедрении новшества в учреждении мы ставили цели:
Реализуя, поставленные цели мы решали следующие задачи:
В основу использования сюжетно-игровой технологии в развитии двигательной деятельности положен практический опыт организации непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию в форме сюжетно-ролевого занятия Елены Ивановны Подольской (г. Волгоград). Вместе с тем педагогический коллектив считает необходимым распространить этот вариант на организацию двигательной деятельности в том числе и в режимных моментах: утреннюю гимнастику, самостоятельную деятельность в развивающей среде, организованную и самостоятельную двигательную деятельность на прогулке. Следует отметить, что в условиях функционирования в МБОУ №17 разновозрастных групп педагогический коллектив на начальном этапе внедрения новшества использует сюжетно-игровую технологию в работе с детьми первой разновозрастной группы 3-5 лет. Периодичность использования такого варианта в непосредственно образовательной деятельности вторые и третьи занятия недели. Темы сюжетно-игровых ситуаций в других (кроме НОД) видах двигательной деятельности выбираются педагогами самостоятельно с учётом двигательной нагрузки в течение дня. При условии успешного решения поставленных задач внедрение технологии планируется продолжить во второй разновозрастной группе детей 5-7 лет. Работая в течение 6 месяцев мы достигли следующих результатов: Обогащено оснащение образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие» (много оборудования и пособий для сюжетно-игровых занятий сделано своими руками). Подготовлен необходимый методический материал для педагогов по использованию сюжетно-игровой технологии в двигательной деятельности (конспекты НОД по двигательной деятельности, картотеки сюжетных подвижных игр и утренней гимнастики, приобретены учебно-методические пособия по теме. Повысился профессиональный уровень педагогов по организации двигательной деятельности посредством проведения методических мероприятий. Активизировался интерес детей к двигательной деятельности и повысилось качество освоения детьми основных движений. Заболеваемость за 6 месяцев составила: ясли-12, 5дн., сад-10, 7дн., по учреждению в целом-11, 1дн. Наметилась положительная динамика в укреплении сотрудничества с родителями и вовлечения их в образовательный процесс в детском саду. Считаем целесообразным продолжить инновационную деятельность в блоке «Совершенствование системы взаимодействия с семьёй» — по направлению «Внедрение современных форм, обеспечивающих активное вовлечение родителей в образовательную деятельность по образовательной области «Физическое развитие». Список рекомендованной литературы:
Предлагаем примерные конспекты сюжетно – игровых занятий по двигательной деятельности детей 3-5 лет. «Чудеса живут в лесу» Задачи:
Оборудование: гимнастическая скамейка. Ход занятия: Педагог. Здравствуйте, ребята! Дети здороваются. Сейчас мы с вами пойдем на экскурсию в лес, там много разных чудес. Строятся. Добрый лес, старый лес Ждут вас на лесной опушке Ходят по залу. В норку зернышко несет. Прыг да скок, прыг да скок, Стрекозы быстро кружатся, По пригорку шел медведь Общеразвивающие упражнения «Медвежата» Медвежата в лес пошли Нежно, радостно дружили. Разводят руки в стороны, обхватывают себя за плечи крест-накрест. Мишки фрукты собирали, И из речки воду пили. Вот так! Прыгают с ноги на ногу с покачиванием вправо-влево. Шел по лесу серый волк. Подлезают под дугу, не касаясь руками пола. Ищут маму медвежата, Ходят по медвежьи по гимнастической скамейке. Птички в гнездышках проснулись, Спрыгивают с гимнастической скамейки. Полетали, полетали Мальчики изображают мишек, ходят в приседе врассыпную по залу. Девочки подходят к мальчишкам и дотрагиваются до них (будят), затем убегают. Потом дети меняются ролями. Игра повторяется 2-3 раза. Около лесной дороги Группа делится на мальчиков и девочек. До свиданья, старый лес, На полянке поскакали. Неделя: Занятие № «Мышата» Задачи:
Оборудование: доска, шнур, обручи (по количеству детей). Ход занятия: Педагог. Здравствуйте, ребята! Дети здороваются. Хотите узнать, как живут мышки? Отвечают. Надоело мышкам сидеть в норках и решили они прогуляться. Ходят по залу. Вышли мышки как –то раз Мама-мышка всех мышат Вдруг раздался страшный звон, Собирались мышки в круг. Приседают. Вот поднялись на носочки, Поднимаются на носки, поворачивают голову. Поворачиваются вокруг себя. Вот попрыгали немножко, Мышки живут в нем. Спит усатый кот – злодей. Подлезают под натянутый шнур, не касаясь руками пола. Бегают врассыпную. Котик – коток, серенький лобок! И мышей всех изловил. Убегают, переступая шнур, лежащий на полу. Пешком шагали мышки А в деревушке Ложки Ползают по наклонной доске спиной вперед вверх и вниз. Обратно в Пешки мышки Садятся верхом на гимнастическую скамейку и передвигаются по ней вверх и вниз. Увидали мышки колеса и решили с ними поиграть. Вышли на полянку и стали их катать, а затем их догонять. Прокатывают обручи и догоняют их. Проголодались мышки, оставили колеса и решили сбегать на кухню. Убирают обручи на место. Ходят врассыпную. А то кошка съест. По А.Введенскому Разбегаются. Не досталась мышке корка, а есть очень хочется. Снова мышка вылезла из норки посмотреть, нет ли где засохшей корки. Ходят по залу. Только мышка встала у шкафа, Разбегаются. Забегают в лес зеленый, Ходят, высоко поднимая колени. Не спеша бегают по кругу. Ходят «змейкой». Замерли среди листвы, Останавливаются, стоят, не шевелясь. Вот такая история приключилась с мышатами. А сейчас пора прощаться. До свидания, ребята! Прощаются.
|