Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через проектную деятельность. |
Здоровье | |||
Автор: Фролова Татьяна Сергеевна | |||
19.04.2016 20:25 | |||
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через проектную деятельность. Фролова Т.С. воспитатель МАДОУ №5 «Теремок» г. Ковдор Не зря в народе говорили: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял». Здоровье ребёнка – это состояние жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту: состояние гармонического единства физических, интеллектуальных характеристик, адаптационных и компенсаторных реакций в процессе развития. Ежегодный мониторинг, осуществляемый в нашем регионе медицинскими специалистами, показывает, что количество полностью здоровых детей стремительно снижается. Причины ухудшения здоровья самые разнообразные. Вот только некоторые из них: Климатические условия крайнего Севера:
Плохая экология: большое содержание тяжёлых металлов в воде и почве, загрязнение воздуха и т.д. Сильно выраженный авитаминоз. Социальные условия: длительные физические и интеллектуальные нагрузки; «неприятие» и «непонимание» со стороны взрослых; неблагополучные семьи и т.д.
Интерактивную работу по полноценному физическому развитию, формированию основ здорового образа жизни и оздоровлению детей должны осуществлять семья и дошкольное учреждение. Педагог как активный субъектобразовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребёнка, под его влиянием формируются установки на осознание здоровья как ценности. Немаловажную роль в этом процессе играет состояние и ориентация семейного воспитания. Проблема здоровья дошкольников актуальна в нашем городе Ковдоре, поэтому на базе нашего детского сада функционировала группа оздоровительной направленности. Оздоровительную работу с детьми и пропаганду здорового образа жизни в нашей группе мы проводилив рамках проекта «За здоровьем в детский сад». Учитывая направленность группы, особое внимание уделяли охране и укреплению здоровья воспитанников, а также созданию условий для формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В тесном контакте с медицинскими работниками эффективно осуществляли профилактическую работу в соответствии с комплексным планом лечебно — оздоровительных мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма. В своей работе применяли социально-оздоровительные технологии. Рационально организовывали двигательную активность детей в течение дня, эффективно проводили мероприятия по физическому воспитанию: физкультурные занятия, утреннюю и гигиеническую гимнастики, бодрящую гимнастику после сна, прогулки, подвижные игры, физминутки. При проведении комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий осуществляли дифференцированный подход к детям, учитывая разные нозологические формы заболеваний. В ходе реализации проекта в течение года проводили занятия, которые посвящали проблеме сохранения и укрепления здоровья ( «В гостях у Мойдодыра», «Наши верные помощники», «Наши друзья — витамины» и.д.) Использовали метод создания проблемных ситуаций и ситуаций общения –в индивидуальных беседах или как часть непосредственной образовательной деятельности. Этот методпомогал отследить глубину знаний детей и умение использовать их в практической деятельности (Как вы думаете, что будет, если…; почему у Замарашки заболел живот?) Проводили утренние гимнастики: с использованием ИКТ. Каждую пятницу мы проводили гимнастику, принимая за основу подвижные игры – «Поиграй – ка»; главная задача воспитателя подобрать игры, включающие в себя разнообразные виды движений и чередовать их с учётом двигательной активности. Эта игровая форма проведения позволила сделать занятия физическими упражнениями интересными, весёлыми, всегда желанными для детей. Создавали рукописные книги: «Наши помощники» (воздух, солнце и вода). Совместное творчество взрослых и детей помогло закрепить и обогатить знания ( «Я не болею, потому что ездил к бабушке и пил молоко), активизировать речь детей. «Зимние забавы» (движение — путь к здоровью). «Кладовая здоровья» (лекарственные растения). Интерактивная совместная деятельность – это такая форма работы, в которой знания преподносятся в процессе активного взаимодействия педагога, родителей и детей. В течение года взрослые принимали активное участие при проведении утренней гимнастики «На лесной полянке»; помогали нам решать важные задачи по сохранению и укреплению здоровья на занятие «В гостях у Мойдодыра»; учились метать снежки, участвовали в состязаниях «оленьих упряжек» во время зимней прогулки с повышенной двигательной активностью; постигали азы самомассажа; демонстрировали чудеса ловкости и силы при проведения праздника «Малыши – Крепыши». Участвуя в совместных мероприятиях, взрослые получают возможность видеть, что ребёнок знает и умеет, какова его физическая подготовка. Видя, как родители соревнуются, дети испытывают огромную радость от взаимного общения. Прочная взаимосвязь родителей и ДОУ, педагогическое просвещение взрослых – залог успеха в процессе формирования у детей основ здорового образа жизни. В ходе реализации проекта в группе создали «Уголок здоровья», где родители узнавали подробности о проводимых мероприятиях, знакомились с консультациями, получали необходимые медицинские рекомендации. В тематику родительских собраний у нас включена рубрика «Растим здорового ребёнка» где взрослые приобретали новые знания и практические советы по темам: «Здоровый образ жизни как привычка», «Здоровье в порядке! Делаем вместе зарядку» и т.д. Совместно с родителями в группе был создан мини – стадион, который оснащён стандартным и не стандартным физкультурным оборудованием для упражнения в основных видах движений. Система работы по физическому воспитанию, по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни и здоровья сбережению обеспечила положительные результаты по снижению детской заболеваемости. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Отношение к своему здоровью, как к величайшей ценности в жизни /на доступном пониманию детей уровне/, становится основой формирования у них потребности в здоровом образе жизни. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, детский сад стремится сделать счастливым и здоровым детство каждого ребёнка. Литература:
|