Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения |
Здоровье | |||
Автор: Кольвейвина Анастасия Владимировна | |||
28.01.2016 22:34 | |||
Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения Актуальность: Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и всех психических процессов. У большинства детей с ОНР недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Часто дети соматически ослабленны и имеют замедленное развитие локомоторных функций (манипулятивную деятельность рук, силовую выносливость мышц и суставов). При выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Сохранение и укрепление здоровья детей важно для всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Цель: Создание насыщенного, оздоравливающего, гармоничного образовательного пространства, полноценного для общего и речевого развития детей. Задачи:
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (воспитанников, педагогов и др.). Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка. Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий:
Нашу логопедичекую группу посещают дети, имеющие различные речевые нарушения. У них речевой дефект сочетается с различными нарушениями психической деятельности. Так же речевые нарушения сочетаются с недостаточностью развития мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, что в конечном итоге без своевременной помощи приводит к стойким специфическим ошибкам письменной речи и снижает возможность успешного обучения в школе. Решение данной проблемы нам видится во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно – развивающем процессе идет на пользу здоровья наших детей. Артикуляционная гимнастика Логопедическая (артикуляторная) гимнастика – это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба). Данный вид гимнастики является одним из самых эффективных средств формирования и коррекции правильного звукопроизношения. В процессе артикуляцирнной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями. В нашей группе артикуляционная гимнастика проводится 3 раза в день как логопедом на индивидуальных занятиях, так и воспитателями. При проведении АГ мы также используем музыку и сопряженные движения руки ребенка. Это повышает эффективность артикуляционной гимнастики Дыхательная гимнастика Работу над дыханием в нашей группе осуществляют как логопед, так и воспитатели. Нами широко используются «ветерки», мыльные пузыри, «вертушки»; в группе много пособий для развития правильного речевого дыхания. Гимнастика для глаз Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки детей. В работе также используем как наглядный материал, так и показ педагога. Пальчиковая гимнастика В систему работы нашей группы с детьми по развитию мелкой моторики руки входит:
Арт-терапия или методы творческого самовыражения. Уникальная технология применяться нами на практике во всех видах непосредственно образовательной деятельности: рисование различными средствами художественного творчества, составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой бумаги и др. (например в познании, коммуникации, в художественном творчестве). Также большим успехом у наших детей пользуется такой арт–метод, как песочная терапия и крупотерапия. Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость). Массаж В практике логопедической работы с детьми ОНР использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. Во-первых самомассаж проводим не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж мы используем многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж нами проводиться с детьми после утренней гимнастики и дневного сна. По необходимости самомассаж включаем в занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику. СУ-ДЖОК-терапия Метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. Работа по данной технологии нами проводится воздействуя на точки стоп во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. А также на коррекционных занятиях, когда происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Релаксация Комплекс упражнений на релаксацию используется с детьми для обучения их управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. На занятиях используем релаксационные упражнения, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство, упражнения проводятся с музыкальным сопровождением. Психогимнастика В группе имеется и используется набор специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы), а также коммуникации и раскрепощённости. Вывод: Использование нами указанных оздоровительных технологий ведется в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков педагогов. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно. При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле. Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировывает у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Литература:
|