Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей в условиях ДОУ |
Здоровье | |||
Автор: Маранина Ирина Антоновна | |||
27.12.2015 10:36 | |||
Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей в условиях ДОУ Авторы: Маранина Ирина Антоновна заведующий, Н.Н. Падалка старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного и учреждения детский сад №18 «Солнышко» г. Приморско-Ахтарска Краснодарского края Российской Федерации Аннотация Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста и их родителей, приобщению детей и родителей к регулярным занятиям физической культурой и художественной гимнастикой.
Ключевые слова Здоровье, здоровый образ жизни, преемственность, сотрудничество с родителями, физическая культура, художественная гимнастика. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Дошкольное учреждение и семья призваны уже в раннем возрасте заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы взаимодействия. Именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно формировать и сохранять свое здоровье. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни у дошкольников входят следующие составляющие:
Выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Да и сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Актуальность данной проблемы способствовала созданию в ДОУ системы работы по формированию основ здорового образа жизни у детей и их родителей. Для выработки грамотного, эффективного плана действий была разработана программа «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольников», которая стала инструментом реализации задач, поставленных перед коллективом. Программа включает в себя 4 основных блока:
Цель программы:
Задачи программы:
Для реализации данной программы в детском саду созданы условия для полноценного развития личности ребенка, обеспечения его эмоционального благополучия, уважения к чувствам и потребностям. Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:
По целевым установкам мы выделили три основных направления работы с родителями:
В рамках данных мероприятий решались следующие задачи:
За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:
педагогов, через создание благоприятных условий, предметно-пространственной развивающей среды, общения и активных форм работы (праздники, турпоходы, экскурсии и т.д.)
педагогов по средствам информационного обеспечения, организации круглого стола, диспутов, занятий и развлечений. Планируя работу в этом направлении, мы хотели при активной поддержке родителей сформировать у детей основы навыков здорового образа жизни, сохранения собственного здоровья и приобщить их к занятиям физической культурой и спортом. С целью повышения уровня знаний и компетентности сотрудников в вопросе физического воспитания и оздоровления дошкольников, мы провели ряд мероприятий:
Налаженная работа по пропаганде здорового образа жизни в учреждении позволила принимать участие в ней всем сотрудникам ДОУ. В режим рабочего дня были включены Дни здоровья, производственная гимнастика. Мы регулярно стали заниматься в оздоровительном кружке «Грация». Уже стало традицией проводить в стенах детского сада Спартакиаду для взрослых между командами сотрудников и родителей. Совместную работу с семьей мы строили по следующим принципам:
В соответствии с этими принципами мы решили ознакомить родителей не только с содержанием физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых в детском саду, но и обучили конкретным приёмам и методам оздоровления, создав при этом индивидуальные маршруты для каждой семьи. В этот маршрут были включены группа здоровья ребёнка, закаливающие и профилактические мероприятия, план работы с семьёй (консультации, практические занятия). С его помощью мы вели систематическое медико-педагогическое наблюдение за каждым ребёнком. Это позволило нам не только осуществить индивидуальный подход, но и привлечь родителей к совместному оздоровлению детского организма. К концу первого года работы по данной системе мы решили узнать мнение родителей и подвести итоги. Результаты опроса показали, что нам удалось заинтересовать и привлечь родителей к оздоровлению детей и занятиям спортом. Большинство из них высказали пожелание «просто поиграть и позаниматься со своим ребенком в физкультурном или тренажерном залах». Так родилась идея создать на базе детского сада физкультурно-оздоровительный клуб «Здоровая семья». Нами были разработаны Положение о работе клуба, его Устав и план мероприятий. Участие родителей в ставших традиционными спортивно-массовых досугах, таких как «Спартакиада для взрослых и детей», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День здоровой семьи», сделали их гораздо интереснее и разнообразнее. В летний период совместно с родителями организовывались походы к морю, экскурсии, выезды на природу. Учитывая многочисленные пожелания родителей, педагогами детской спортивной школы города на базе ДОУ были организованы занятия художественной гимнастикой с девочками 5-7 лет. Занятия проводились 3 раза в неделю в вечернее время, мамы сидели и ждали своих детей в фойе детского сада. Мы решили, что можно использовать данную ситуацию и предложили мамам воспитанниц принять участие в совместных со своими детьми занятиях. Как показала практика, данная идея понравилась всем и педагогам и родителям и детям. Со словом гимнастика большинство связывают понятие красивого стройного тела, крепких мышц и грациозных движений и правильной осанки. Благодаря этому виду спорта дети избавляются от неуклюжей походки, застенчивости, угловатости. А музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувства ритма, повышает эмоциональное состояние детей. Художественная гимнастика — наиболее зрелищный вид спорта, способствующий совершенствованию двигательных функций, всестороннему гармоническому физическому развитию ребенка. Таким образом, нам удалось создать прочную мотивацию к занятиям физическими упражнениями у родителей и их детей. А совместные выступления родителей и детей в конкурсах и мероприятиях разного уровня способствовали развитию устойчивого интереса к здоровому образу жизни, приобщению к занятиям физической культурой всех участников образовательного процесса. Благодаря проделанной работе, родители стали не просто больше уделять внимание своим детям, но и изменили свое отношение к их физическому развитию и оздоровлению. На сегодняшний день мы можем подвести итоги своей работы:
За два года работы по данной системе 40 наших воспитанников стали дополнительно заниматься в спортивных секциях, и 45 в организованных в нашем учреждении кружках «Юный спортсмен». По результатам мониторинга более 65 % выпускников нашего детского сада продолжают занятия в спортивных кружках и секциях города. Благодаря систематизированной, планомерной работе и использованию разнообразных форм, видов совместной работы сотрудников и родителей, мы смогли уменьшить к концу учебного года количество детей, имеющих низкий уровень физической подготовленности с 25% до 16%, в то же время мы добились снижения уровня заболеваемости на 3%. Использование системы в работе способствовало созданию микроклимата в нашем учреждении, в основе которого лежат ответственность в деле сохранения собственного здоровья, доверительные отношения между взрослыми и детьми и приобщение всех к занятиям спортом. Понимая, какое значение для сохранения здоровья имеет привычка здорового образа жизни, мы стремимся и дальше создавать условия для этого. В будущем мы намерены сотрудничать с другими учреждениями города и района, вовлекая в процесс приобщения к занятиям физической культурой и спортом как можно больше участников. Литература
|