«Формирование здорового образа жизни дошкольников — приоритетное направление в работе с семьями воспитанников» |
Здоровье | |||
Автор: Панина Елена Александровна | |||
09.06.2015 19:40 | |||
«Формирование здорового образа жизни дошкольников — приоритетное направление в работе с семьями воспитанников» Авторы: Старший воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка — детский сад № 58 Панина Елена Александровна Инструктор по ФК МБДОУ Центр развития ребёнка — детский сад № 58 Кондратьева Ирина Александровна Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении последующей жизни. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. К сожалению, многие родители в своем быту не находят времени для игр и занятий с детьми. Беседуя с родителями, понимаем, что многие не знают и не умеют, как и во что можно играть со своим ребенком, не знают особенности возраста, боятся закаливать, чрезмерно кутают детей, ограничивают в движении. Детский сад и семья — это две основные социальные структуры, которые, в основном, определяют уровень гармоничного развития ребенка. Важнейшим условием преемственности является установление доверительно делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов Поэтому была поставлена задача создания такой модели взаимодействия с семьёй, при которой реализовывались бы основные компоненты здорового образа жизни:
Для решения этой задачи была создана творческая группа. Самые важные и проблемные вопросы выносились на обсуждение родительского комитета. Совместно с родителями в 2009 году была создана программа «Моя семья». Цель программы: Создание условий для педагогического, психического, правового образования родителей для вовлечения их в образовательный процесс в рамках семейного воспитания. Программа разрабатывалась в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность дошкольного учреждения:
Для успешной реализации целевой программы необходимо было пересмотреть условия, созданные в дошкольном учреждении для сохранения и укрепления здоровья дошкольников на основе современных требований и нормативов и в соответствии с реализуемой программой. С поддержкой родителей в нашем дошкольном учреждении постоянно происходит обновление здоровьесберегающего пространства:
«Изюминкой» является авторский проект многофункционального тренажера «Крепость». Легко трансформируемые трибуны для зрителей одновременно являются секциями для хранения мелкого физкультурного оборудования.
Для обучения детей элементам спортивных игр оборудовано поле для мини-футбола, площадка для игры в «Городки», большая площадка для спортивных игр, которая зимой переоборудуется в место для игры в хоккей.
и «Паровозик из Ромашково», «Крепость». В группах имеется «Стена осанки», мини-тренажеры, нестандартное спортивное оборудование, опорные карты-схемы двигательной деятельности для самостоятельного выполнения. Педагогический коллектив реализует гендерный подход в воспитании детей, для мальчиков установлены спортивные комплексы, тренажеры для развития силы и выносливости, а девочкам предлагаются «султанчики», гимнастические ленты, оригинальные манжеты для танцевальных движений. При организации дополнительного образования для мальчиков организована секция гимнастики «Непоседы», а для девочек секция фитнес – танца «Маленькая страна». В работе с родителями используем коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, как традиционные, так и нетрадиционные. Проводим родительские собрания, беседы с привлечением специалистов дошкольного учреждения: «О сбалансированном питании дошкольников», «Закаливающих процедурах дома и в дошкольном учреждении», «Проектная деятельность- шаг в будущее». Для информирования используем родительские стенды и папки. Педагогами оформляются альбомы: «Папа, мама, я- здоровая семья», «Витаминка», «В здоровом теле здоровый дух». Пользуются популярностью у родителей семинары — практикумы:
Посещая дни открытых дверей родители знакомятся с особенностями питания, оздоровительными мероприятиями и режимными моментами в которых ежедневно принимают участие их дети. Совместно с психологом дошкольного учреждения были разработаны игры -тренинги, которые представляют собой цикл совместных занятий родителей и детей. Данные игры направлены на укрепление позитивных отношений между ними. Очень привлекают родителей интерактивные праздники ( «Мой папа — супермен», «Мама + Я»), праздники выходного дня, такие как «Весёлые коньки», «Заводные клюшки»; совместные походы «Румяная лыжня», «Тропой индейцев», «В лес за хорошим настроением». Основная работа по повышению активности родителей в ДОУ осуществляется через организацию клуба «Здоровая семья». Задача клуба — приобщение детей и их родителей к активному образу жизни. Участвуя в заседаниях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, видят, какую пользу приносят ребенку игры, веселые состязания, как играя, он тренируется. Традиционными стали тематические занятия по обучению спортивным играм. Нами разработана система видового разнообразия спортивных игр, используемых в практической работе с детьми старшего дошкольного возраста. На протяжении 5 лет мы отслеживаем динамику развития по формированию здорового образа жизни воспитанников дошкольного учреждения. Сегодня 96% детей посещают утреннюю гимнастику. В выходные дни поддерживают режим дня дошкольного учреждения и сбалансированное питание детей. Родители с детьми стали чаще посещать парки, выезжать за город, вести активный образ жизни – кататься на коньках, лыжах, плавать в бассейне, играть в футбол, теннис и т.д. 80% родителей вовлечены в жизнь детского сада. Они не зрители, а активные участники проектной деятельности своих детей, — помогают ребятам и педагогам в подготовке к праздникам, открытым просмотрам (шьют костюмы, готовят атрибуты, находят необходимую информацию, помогают в оснащении предметно-развивающей среды группы, участвуют в конкурсах и выставках). Стало традицией вручать родителям благодарственные письма и награды, вызывая заметную радость и гордость в глазах своих детей. Произошли изменения в показателях физического развития воспитанников и состояния здоровья детей. Заболеваемость снизилась с 48 % по 30 %. Анализ тестирования эмоционального отношения к физической культуре по методике Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер совместно с психологом дошкольного учреждения так же показал положительную динамику. С 2010 года на базе дошкольного учреждения проводится экспериментальная работа по теме: «Разработка и апробация программно – методического обеспечения раздела программы А.А. Чеменевой «Движение» — «Физкультура всей семьёй», на основе коммуникативной технологии физкультурного образования дошкольников». Мы надеемся, что работа в рамках экспериментальной площадки принесет достойные результаты.
|