Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Валеологическая деятельность детей и взрослых
Здоровье
Автор: Вишенцева Надежда Ивановна   
05.03.2015 19:18

Валеологическая деятельность детей и взрослых

МБДОУ №124. Вишенцева Н.И. «Здоровый ребенок» воспитатель по физкультуре г. Астрахань

Валеология – наука, занимающаяся здоровьем человека. Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществление творческих планов, создание крепкой и дружной семьи, рождение и воспитание детей, овладение достижениями культуры.

Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал:» …Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, на заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда у нас является желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных…»

 

Скачать конспект

Валеологическое образование в МБДОУ начинается со средней группы. Детям даются представления о своем теле: опорно – двигательной системе; знакомство со строением человеческого тела; дыхательной и пищеварительной системы; представление о себе и своей семье. В старших группах закрепляются темы, пройденные в средней группе, как часть занятия, а также даются

представления о нервной системе и органах чувств. В подготовительной группе

закрепляют знания, полученные ранее. На каждом занятии по ФИЗО проводятся беседы о пользе и влиянии на организм физических упражнений.

Предметом изучения при обучении детей основам валеологии является

собственное тело ребенка. Дети на занятиях из серии «Знай свое тело» получают знания о своем организме: функциях, возможностях, условиях сохранения и укрепления здоровья.

Так на занятии в средней группе по теме «Строение тела» дети «лечат» лапку из стихотворения А.Барто «Мишка» — вместе с воспитателем пришивают ее. После этого идет беседа о том, можно ли также помочь человеку? Объясняется, что надо быть осторожными. Выясняется, для чего нужны части тела. Закрепляется в игре «Моя рука, моя нога» с использованием разноцветных прищепок. Даются задания: прикрепить две прищепки желтого цвета на одежду, где правая рука; три прищепки синего цвета, где левая нога; пять красных прищепок, где спина и т.д.

В старших группах на занятиях на тему: «Опора и двигатели нашего организма» дети знакомятся с функциями скелета и мышечной системы, обучаются правильной последовательности выполнения ОРУ на основе уже накопленного опыта детей. Все это сопровождается зарисовкой схемы скелета и мышц, которые дорисовываются постепенно, после выполнения упражнений. Занятие заканчивается правилами, которые могут пригодиться, если сильно повредить мышцу или кость. Например:

  1. Лучше спокойно лежать и ждать, пока тебе не поможет кто – нибудь из взрослых, чем пытаться идти с поврежденной ногой.
  2. Покой особенно важен, когда повреждена спина или шея. Нужно лежать на спине плоско, как блин, и даже не пытаться двигаться, пока не придут на помощь.
  3. Если повреждена рука и она сильно болит, нужно держать ее как можно ближе к туловищу и стараться меньше ею двигать.

Аналогично проводится занятие на тему «Сердце я свое берегу, сам себе я помогу», дети знакомятся с работой человеческого сердца, упражнениями и играми, которые наиболее полезны для укрепления сердечной мышцы, обучаются правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым.

На занятии «Преодолей себя» идет знакомство с нервной системой человека

совместно вырабатываются правила заботы о своем психическом состоянии. В процессе выполнения упражнений и проведении эстафет воспитывается воля к победе, умение преодолевать трудности; развиваются в детях чувство доброты, товарищества и взаимовыручки.

В подготовительной группе проводятся оздоровительные занятия по единому сюжету, способствующие решению следующих задач:

  1. сохранению и укреплению здоровья детей;
  2. развитию сенсорных и моторных функций;
  3. формированию потребности в двигательной активности;
  4. профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
  5. приобретению навыка правильного дыхания;
  6. привитию навыков элементарного самомассажа;
  7. развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве)
  8. развитию эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности.

Основной проблемой валеологии является пропаганда здорового образа жизни в семье. Достичь желаемого результата в своей работе невозможно без взаимодействия с родителями. Совместная работа с семьей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны родителям, когда семья знакома с содержанием, методами и приемами физкультурно – оздоровительной работы в МБДОУ. Для этого мы знакомим родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка, тестированием физического развития проводимого два раза в год. Весь этот материал помещается в родительском уголке в виде папки – передвижки. Также в уголке помещаются различные памятки с советами по какой – то одной теме, например: «Игры, которые лечат».

«Перышки» — тренировка правильного носового дыхания.

«Мышка и Мишка» — ритмичный вдох и выдох, координация движения, укрепление мышц позвоночника.

«Поезд» — улучшение функций дыхания, развитие умений реагировать на сигнал.

В каждой игре идет описание и предлагается использовать необходимые атрибуты. Дается перечень детской литературы по теме «Здоровый образ жизни».

Каждый год проводятся Дни открытых дверей, во время которых родители знакомятся с физкультурным залом, где проводятся здоровьесберегающие занятия, направленные на физическое, психическое развитие ребенка. Родителям даются консультации на темы: «Представление о здоровье и здоровом образе жизни», «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка», «Телевизор и компьютер – друзья или враги».

В каждой возрастной группе проводятся родительские собрания, посвященные валеологическому воспитанию детей на тему:

«Здоровое питание – путь к здоровью»;

«Закаляйся, как сталь» — что такое закаливание, его правила, виды закаливания: обливание, обтирание, босоножье и т.д.;

«На зарядку становись!» — зарядка – это здоровье, бодрость и сила и т.д.

В работе с родителями используется анкетирование. Темы анкет варьируются в зависимости от задач, которые решаются при организации и проведении того или иного мероприятия.

Одними из интереснейших и ярких форм совместной работы считаю проведение оздоровительных интегрированных занятий совместно с родителями и спортивных праздников. Каждое занятие включает динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры, комплексы ОРУ, подвижные игры для коррекции осанки и т.д.

Темы таких занятий: «Спорт, здоровье, Мы!»,» Точка, точка, запятая…» с зарисовкой частей тела, используя вышеперечисленные приемы; «Радуга здоровья»; «Маугли» по мотивам одноименной сказки Р.Киплинга; «Путешествие в страну Носарию»; творческая игра «Кристалл здоровья», включающая шесть станций:

  1. Вводная – игра «Здравствуй!» — желают здоровья.
  2. Закаливание – «Солнце, воздух и вода – наши друзья!»
  3. Питание – «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим, для того, чтобы жить».
  4. Эмоции – игра «Носорог», игра «40 секунд».
  5. «Спорт — тропа» — прохождение дистанции за 5 минут.
  6. Информационная «Здоровячок» — нарисовать портрет «Здоровячка», изобразив все свойства, качества и привычки, которыми должен обладать человек с железным здоровьем.

Занятия с родителями с включением элементов валеологии проводятся

5 – 6 раз в год, начало в 16. 00, участвуют 6 – 12 взрослых и детей.

Активное участие родители принимают в спортивных праздниках: «Зоологические забеги», «Один день в армии», «Как Баба Яга внука в армию провожала», «Зимние Олимпийские игры в МБДОУ № 124» и т.д.

В тематических днях «В гостях у доктора Айболита» (средняя группа), в днях Здоровья: «Вредные микробы», «Очень нужен людям сон». Это очень веселое, эмоциональное действо, в котором принимают участие дети, родители и весь коллектив МБДОУ.

Таким образом, вся работа с родителями по валеологии не только приобщает к здоровому образу жизни, развивает физические качества и навыки, но и способствует самореализации каждого и взаимообогащение всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и нами – педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и эмоциональной составляющих здоровья.

ЛИТЕРАТУРА.

1. М.Попова «Навстречу друг другу» Психолого – педагогическая технология

эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе

взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ.

С.П. ЛОИРО 2001г.

2. Г.К. Зайцев и А.Г. Зайцева «Твое здоровье» С.- П. 1998г.

3. А.П. Щербак «Тематические физкультурные занятия и праздники в ДОУ»

Москва 2001г.

4. Н.С. Голицына, И.М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Москва 2007г.

5. М.Ю. Картушина «Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7

лет» Москва 2008г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год