«Особенности формирования привычки к здоровому образу жизни у детей 3-4 лет " (сообщение из опыта работы) |
Здоровье | |||
Автор: Баринова Анна Ивановна | |||
16.10.2021 11:40 | |||
«Особенности формирования привычки к здоровому образу жизни у детей 3-4 лет " (сообщение из опыта работы)» В период дошкольного детства закладываются основы сознательного стремления ребенка к здоровому образу жизни, познанию себя, формированию, укреплению и сохранению культуры здоровья. Образовательная область «Физическое развитие» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и имеет следующие направления: приобщение к физической культуре, развитие психофизических качеств, приобщение к спортивным и подвижным играм, развитие интереса к спорту, а так же становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, воспитание культурно – гигиенических навыков, полезных привычек.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) физическое развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе, их эмоционального благополучия. По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А. И Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, А.А. Покровский, Г.И Царегородцев и др.). Немногочисленные исследования посвящены проблеме изучения формирования представлений о ЗОЖ и воспитания привычек ЗОЖ (Н. А. Андреева, Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова, Е.В Купавцева, М.В Меличева, и др.). Здоровый образ жизни (определение И.И. Соковня – Семеновой) – система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, составляющая комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья. Здоровый образ жизни подразумевает ментальное здоровье, отказ от табака и употребления алкоголя, здоровые модели питания, физическую активность, физические упражнения, спорт. Культура здоровья детей дошкольного возраста – совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом, личностно и социально значимых способов деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия, отсутствия болезней. Рассмотрим механизм формирования предпосылок к ЗОЖ у дошкольников 3-4 лет. В возрасте 3-4 лет у детей формируется представление о ценности здоровья; формируется желание не болеть, быть здоровым, дети узнают о том, что такое «здоровый образ жизни» и зачем к нему надо стремиться; дети узнают о полезной (овощи, фрукты, молочные продукты и пр.) и вредной для здоровья человека пище (сладости, пирожные, сладкие газированные напитки и пр.).; узнают о пользе закаливания, утренней зарядки, спортивных и подвижных игр, физических упражнений (не будешь болеть, будешь сильным и ловким и пр.); полноценного сна (во сне человек растет, восстанавливает силы, если не выспаться, то будет плохое настроение, усталость и пр.); дети знакомятся с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дети учатся сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость при заболевании обращаться к врачу, лечиться. Так же дети учатся следить за своим внешним видом; важно научить в этом возрасте выполнять все гигиенические процедуры (мыть руки с мылом, пользоваться носовым платком, расческой, зубной щеткой; формировать элементарные навыки поведения за столом: кушать аккуратно, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, не разговаривать во время приема пищи). Детский сад создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья, но не стоит забывать и о роли семьи в вопросах укрепления здоровья детей. В статье 44 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Взаимодействие инструктора по физкультуре и родителей направлено на формирование знаний у родителей в вопросах формирования основ здорового образа жизни через совместную деятельность. В совместной деятельности с родителями я. как инструктор по физкультуре, решаю следующие задачи:
Совместную работу с семьей в вопросе формирования основ ЗОЖ выстраиваю на следующих основных принципах:
Воспитатель является связующим звеном между мной, как инструктором по физической культуре и родителями. Я провожу консультации, беседы, выступаю на родительских собраниях, провожу мастер-классы, оформляю наглядный материал. Я в своей работе использую такие формы работы с родителями:
В связи с эпидемиологической обстановкой возникла необходимость к подбору новых форм и методов взаимодействия с родителями. Я стала активно использовать мессенджер WhatsApp, электронную почту, социальные сети «В контакте» и «Instagram». Таким образом, через разнообразные формы совместной деятельности достигается решение задач формирования основ здорового образа жизни в семье. Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение дошкольнику возможности сохранения психического и физического здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. В дошкольном детстве главным видом детской деятельности является игра и поэтому здоровьесберегающие технологии носят игровой характер. В своей работе я использую такие технологии, используемые для стимулирования и сохранения здоровья детей, как:
В игре формируются, закрепляются знания, развивается побуждение к самостоятельной познавательной деятельности. Зная психологические особенности детей 3-4 лет, можно сформировать полезные привычки. Работа в этом направлении должна носить системный характер, иметь научную основу, должна быть интересной детям. Конечная цель физкультурно – оздоровительной работы в целом — формирование привычки к здоровому образу жизни. У детей будет сформирована следующая система знаний:
Улучшение здоровья детей является одной из самых перспективных направлений оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья дошкольников – важнейшая обязанность детского сада, отдельного педагога и семьи. Баринова А.И. инструктор по физкультуре
|