ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ - К ЗДОРОВЬЮ (консультация для воспитателей) Весь цивилизованный мир все больше склоняется к тому мнению, что наибольшей ценностью для самого человека и общества, в котором он живет, есть его жизнь и здоровье. Люди продолжают свою жизнь в детях, внуках, в их доброй памяти. Вследствие социально-демократических предпосылок, экономических и материальных ограничений, экологического кризиса большинство семей Украины имеет детей, жизнь которых отягощена болезнями или неблагоприятными социально-бытовыми и психологическими условиями. Важными причинами отклонений в здоровье детей считают неблагоприятные социально-материальные, бытовые условия, отсутствие надлежащих условий для игр, занятий, различных видов труда в семье, наличие у большинства детей гиподинамии (режима малой подвижности), недостаточно сбалансированное питание. Также нередко присутствует как со стороны семьи, так и со стороны педагогов формализм при закаливании детей, нарушение режима организации жизни детей, санитарно-гигиенического, воздушного, светового окружения.
С каждым днем я все больше убеждаюсь, что успех в жизни зависит от состояния здоровья. Когда мы себя плохо чувствуем, у нас неважное настроение - мы капризничаем и живем в состоянии «оставьте меня в покое». А вот когда мы здоровы – мы готовы горы свернуть. Очень жаль, что ценность и важность здоровья многие из нас понимают, становясь уже очень взрослыми. Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий. Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологи, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов, и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей! Что же такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании? Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей детского сада и валеологическому просвещению родителей. Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном учреждении? (ответы-- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе, выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня) Можно выделить ниболее используемые виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: - медико-профилактические; - организация мониторинга здоровья дошкольников - разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; - организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, - физического развития дошкольников, - закаливания; - организация профилактических мероприятий в детском саду; - организация здоровьесберегающей среды в ДОУ - физкультурно-оздоровительные; - развитие физических качеств, двигательной активности - становление физической культуры дошкольников, - дыхательная гимнастика, - массаж и самомассаж, - профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, - воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье – подвижные и динамические игры - активный отдых (развлечения, праздники, Дни здоровья, досуги) Задачей педагогов является – сохранение позитивного физического и психического здоровья воспитанников. Комплекс здоровьесберегающих мероприятий поможет осуществить теснейшую связь между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребёнка, а значит, и реализовать истину: «Здоровому – всё здорово!».
|