Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №243 ОАО «РЖД» Воспитатель: Бальцерова Е.А. Пояснительная записка: Поступление в школу важный момент в жизни ребёнка. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошёл для ребёнка безболезненно? И здесь мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Содержание материала: Небольшая статья из личного опыта. Приложение: фото.
Скачать полный конспект Взаимодействие детского сада со школой. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. С него начинается новый этап в его развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми. Физиологически и психологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошёл для ребёнка безболезненно? Здесь мы уверены - большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Серьёзный вопрос, которому необходимо уделять большое внимание в дошкольном возрасте – это формирование социальных навыков. В начальной школе работа по освоению социальных навыков продолжается. Особое внимание уделяется навыкам партнёрского общения и делового взаимодействия. Уже в детском саду дети начинают самостоятельно отрабатывать правила поведения в той или иной конкретной ситуации. Если говорить о физическом развитии, то и здесь большая часть работы падает на детский сад, так как дошкольный возраст – это период, когда развивается двигательная и сенсорная системы организма. Дети имеют возможность перемещаться по группе свободно. Им предоставляется свобода выбора вида деятельности, свобода выбора удобного ребёнку положения в пространстве (сидя, стоя, даже лёжа). Эта свобода позволяет ребёнку правильно развиваться физически. В связи с этим на начальном этапе школьного обучения педагоги во многих школах стали разрешать детям выбирать удобное положение. Развитие эмоционально-волевой сферы: цель одна, но задачи в школе несколько усложняются. В детском саду мы ведём работу по формированию у ребёнка простых навыков внутренней волевой регуляции. Дети занимаются каким-либо видом деятельности, чаще всего по желанию, ради успеха общего дела. Эти навыки продолжают активно формироваться в начальной школе в процессе взаимодействия к учебной деятельности. При этом, формы и методы организации учебно-воспитательной работы плавно переходят из детского сада в школу: утро начинается со сбора в круг, дети приветствуют друг друга и обсуждают проблемы, ребятам предоставляется возможность выбора задания любой степени сложности; они активно работают в парах. Проектная деятельность переходит из детского сада в школу. Одной из важных задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием: методическая работа, работа с родителями, работа с детьми. Методическая работа предполагает проведение семинаров- практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам: адаптация учащихся первых классов к обучению в школе; психологическая готовность ребёнка к школе; задачи детского сада и семьи по подготовке к школе. Семинары включают в себя взаимные посещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях присутствуют учителя, которые набирают детей в первый класс. Работа с родителями у нас также ведётся на протяжении всего учебного года. Мы проводим родительские собрания о подготовке детей в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, учителя отвечают на вопросы родителей будущих первоклассников. Это позволяет родителям определиться с выбором педагога и школы для своего ребёнка. И конечно, работа с детьми. Хотелось бы поделиться, как данная работа ведётся у нас в детском саду. Цель нашей работы: формирование умений и навыков к учебной деятельности, реализация психологической подготовки детей. На протяжении некоторого времени на базе нашего детского сада совместно со школой проводятся семинары, где дети знакомятся со своими будущими педагогами. Учителя посещают открытые занятия, общаются с будущими первоклассниками. Как сказал известный педагог Асмолов А. Г. « Не ребёнок должен готовиться к школе, А школа должна готовиться к ребёнку…» При тесном сотрудничестве учитель высказывает свои пожелания и рекомендации, которые нужны для нашей совместной работы. Вот например, одна из них: педагог в школе широко используя на своих уроках карточки для самооценки, порекомендовала использовать их в образовательной деятельности дошкольников подготовительной группы. Очень часто при проведении открытых занятий привлекаются и школьники 4 – 5 класса – наши бывшие выпускники. Нашим ребятам интересно работать с ними, ведь они делятся опытом, передавая свои эмоции, а также делятся знаниями. В нашем образовательном учреждении старший воспитатель, психолог, социальный педагог ежегодно отслеживают успеваемость наших выпускников на протяжении всей начальной школы. Дошкольники, в свою очередь , ходят в школу на экскурсии, принимают участие в культурной деятельности школы: концерты, спектакли, выставки поделок и рисунков. Встреча с учащимися школы, бывшими воспитанниками детского сада – всё это оказывает у детей желание идти в школу, вселяет уверенность в своих силах. Мероприятия проводятся не только в родных стенах детского сада и школы, но и на уровне посёлка. В феврале 2014 года в одной из школ нашего посёлка, принадлежащей ОАО «РЖД», произошло важное событие - был построен и введён в эксплуатацию новый, полностью укомплектованный спортивный зал. Это был праздник для всей школы и посёлка, в котором принимали участие и наши дошколята. Дети принимали участие в открытии нового спортивного зала, исполняли вместе со школьниками спортивный гимн. В мае 2013 года у меня был выпуск детей в школу, а семинар был проведён в ноябре 2013 г. В первой половине дня учителя смотрели мероприятие у нас в саду: в подготовительной группе была интересная деловая игра- « Путешествие в Москву», в этом мероприятии воспитателям помогали ученики 5- го класса; дошколята с удовольствием выполняли все задания, которые были подготовлены для них. Очень интересно провела занятие по английскому языку педагог из школы в подготовительной группе. Педагог приходит и проводит свои занятия 1 раз в неделю в подготовительной группе. Музыкальный руководитель подготовила с детьми старшей группы сказку «Каша из топора», где были задействованы и ребята 1 – го класса. Школьники вместе с дошколятами играли вместе на одной сцене. Во второй половине дня воспитатели и педагоги работали в школе. Я смотрела урок математики в первом классе. Это были мои выпускники! Тема урока была «Луч и отрезки». Каково было моё удивление, когда учитель предложила достать циркуль и отмерить им 5 отрезков. Дети успешно выполняли задания педагога. В конце урока дети поднимали карточки самооценки. Мне было интересно наблюдать, как они работали на уроке. Дети успешно отвечали, выходили к интерактивной доске и переставляли «вагоны у поезда», с заданиями педагога первоклассники справлялись. Когда прозвенел звонок, ребята подбежали ко мне и начали хвалиться своими успехами в школе, я была рада за них! В четвёртом классе ученики готовили свои проекты прямо на уроке. Учитель разбила детей на три команды, они принялись за дело. Задание было такое: первой команде нужно было собрать материал про наш Сковородинский район (материал разный – это вырезки из газет, рассказы из личного опыта и другое). Вторая команда работала также усердно, они собирали материал о нашем посёлке. Ресурсы были разные, даже применение личного опыта. Третья команда должна была предоставить свой собственный репортаж с места недавних событий нашего посёлка. В классе были расположены три круглых стола, чтобы детям было удобно работать и общаться. В конце урока дети смело выходили и рассказывали информацию, какую приготовили. Урок прошёл с интересом. В конце дня, когда подводили итоги, учителя выступали со словами благодарности воспитателям. Дети приходят в школу подготовленные. Приводили примеры: когда дети, не посещавшие детский сад резко отличаются от «садовских» по своей подготовке к школе. Мне было приятно, что работа нашего детского сада имеет столь хороший результат. Думаю, что такое сотрудничество ради детей, позволит и в дальнейшем добиться положительных результатов в работе. По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов имеют много общего, поэтому у нас общее имя – педагог. Таким образом «Преемственность» даёт детям эмоциональное благополучие, быструю адаптацию к школе, развитие положительной мотивации умений в учебной деятельности. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и решение задачи преемственности. Дошколята на одной сцене с учениками. Что такое школьный журнал? Дети принимают подарки, сделанные руками школьников. Открытое занятие в подготовительной группе, приглашаем учителей. Успехов в учёбе! Будущие железнодорожники!
|