Методические рекомендации по проведению народных подвижных игр |
Занятия с детьми | |||
Автор: Филь Лилия | |||
02.04.2014 20:38 | |||
Учебно-методический материал по физкультуре по теме: Методические рекомендации по проведению народных подвижных игр . К чести природы человеческой должно сказать, что нет такого сердца, в котором бы не было бескорыстно добрых побуждений, но эти побуждения так разнообразны и иногда так глубоко скрыты, что не всегда легко отыскать их. Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.
Народные игры являются традиционным средством педагогики . Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои,представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью,бысторотой и красотой движений , проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Фантазия творит игру. Нормальные дети не живут без игры. Та особенность детства, что, по словам Л. Толстого, состоит в «силе веры», – это способность преображать окружающий мир энергией своей фантазии и выдумки, очеловечивать неодушевленное. И тогда благодаря детскому воображению обыкновенная палочка или стул оказываются паровозом, самолетом, конем и т.д. У каждого ребенка – своя воспроизводящая фантазия, которая творит игру. Но она есть непременное условие существования других игр, передающихся из поколения в поколение, от одних детей к другим, разыгрывающихся по традиционному сценарию, в определенной последовательности. Такие игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора (считалки, приговорки, песенки), элементы хореографии (танец, хоровод). Заключая в себе огромные эстетические свойства, формируя художественный вкус, они вместе с тем приучают детей к дисциплине, организованности, потому что все в них происходит по закону равного и справедливого участия играющих. Педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия её определенной воспитательной задачие. В зависимости от того , какие навыки и умения воспитатель стремиться развить у детей в данный момент , он выбирает игры ,помогающие развитию именно этих навыков. Так , если пред воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе , двигаться на большой площади , то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные , такие как " Гуси - лебеди " , " Филин и пташки ". Если же ставится задача по развитию , например, равновесия у детей , то в данном случае больше всего подойдут игровые упражнения " По тропинке " ," Через ручеёк " и др. В учебной работе возможны фольклорные физкультурные занятия: двигательно-творческие, театрализованные, музыкально-ритмические, игровые, познавательные. В физкультурно-оздоровительной работе это утренняя и оздоровительная гимнастика в фольклорном стиле, ритмическая гимнастика в русском народном стиле, физкультминутки на основе фольклора, русские народные подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы; в активном отдыхе – физкультурный досуг, спортивные и фольклорные праздники. 1. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные, основные подвижные игры. Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски – должен быть использован в соответствии с возрастными особенностями детей. 2. Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений. 3. Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми. В работе с малышами рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом , который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила ( " Зайка беленький сидит " , " По ровненькой дорожке " , и др.) 4. Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – грамотно использовать фольклорный материал. 5. Выбор игры зависит также от времени года , погоды , температуры ( в помещении или на участке ), одежды детей , имеющегося оборудования и т. д.При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня оно проводится . Подвижные игры разного характера следут сочетать с играми и занятиями , которые имеют место в режиме дня. 6. Следут учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены , лучше провести спокойную , малоподвижную игру , правила которой требуют от них определённого внимания. ( " Где звенит колокольчик ? " , " Пройди тихо " и др. ) Если же дети сидели долго на занятии , им необходимы активные действия . В этом случае нужно выбрать игру , в которой движения разнообразны , часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами ( " Мой весёлый звонкий мяч ", " Воробушки и кот " и др.) Дети активно работают на физкультурных занятиях прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают образные названия упражнений: например, ребенок идет твердым шагом – «волк идет», с гордой осанкой – «лиса – всему краса». Важно организовать физкультурное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются различные двигательные задачи. Народные подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия.Лучше всего подбирать игры , не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям , чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться 2-3 занятия подряд , затем используется новая , а чрез несколько занятий можно , снова возвратится к первой игре. У младших дошкольников, могут быть, включены в занятия две игры .Одна, более подвижная - в основную часть, вторая, более спокойная - в заключительную часть занятия; цель последней - успокоить детей , несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части. Например , на одном занятии могут быть проведены такие две игры 6 русская народная игра " У медведя во бору " ( где все дети активно бегуют , приседают , где имеется момент ловли , особенно увеличивающий активность и эмоциональность детей ) и " Найди грибок " ( в которой дети спокойно ходят, разыскивая заранее спрятанный гриб). Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошколника всегда было и стается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности , сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Практическая часть. В игре учавствует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе. Выбирается водящий — он будет «гореть». Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют: «Гори-гори ясно, Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа. Как только они поравняются с водящим, они кричат ему: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!» После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим». Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны. Играть можно, пока не устанете! Варианты напевов «Гори, гори ясно, или такой вариант «Гори, гори ясно, Одна из самых знаменитых детских игр, ставшая «малышовой классикой». Эта игра известна также под названиями «Гуси-гуси Га-Га-Га!» и просто «Гуси» Для игры необходима большая площадка и компания детей от 5-ти человек. Еще интереснее играть компанией 10-30 игроков, поэтому игра хороша для детских садов и массовых праздников.. В начале игры мелом или палочкой очерчивается «гусятник» — дом, в котором живут гуси и где их ждет хозяин. На другой стороне площадки очерерчивается «поле» — туда гуси уходят гулять. Между «гусятником» и «полем» рисуется круг — «логово», там будет жить волк. Далее с помощью считалочки выбирается волк (если ребят много, волков может быть несколько) и хозяин гусей. Остальные становятся гусями. При игре со взрослыи роль хозяина обычно берет на себя взрослый, он же является ведущим игры. Хозяин говорит гусям: — Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте. Ребята бегут, размахивая руками, в «поле». Далее происходит диалог хозяина и гусей: — Гуси, гуси! Гуси растопыривают руки-крылья и летят домой в гусятник, а волк рычит и пытается их поймать. Пойманные гуси из игры выбывают, и игра продолжается. Побеждают те, кто ни разу не попался в лапы волку. Концовка в этой игре может быть и другой. Когда все гуси пойманы и сидят в логове у волка, хозяин зовет волка попариться в баню. Волк идет парится к хозяину, изображает что моется, а затем хоязин говоит ему: — Волк-волкушко, я тебе коровушку брошу! Хозяин бросает волку палку куда-нибудь подальше, и пока волк за ней бежит, гуси в это время убегают домой к хозяину. В конце игры можно отметить и похвалить самых ловких гусей, ни разу не попавших в лапы к волку. Есть ещё несколько вариантов стишков к этой игре: — Гуси, гуси! — Гуси, гуси! — Гуси, гуси! — Гуси, гуси! — Гуси, гуси! — Гуси, гуси! «Сосед, подними руку». Игра воспитывает привычку соблюдать правила и внимание к одноклассникам. Играющие сидят или стоят (в зависимости от условий), образуя круг. По жребию выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!». Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положение. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребёнка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, а сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он выбывает из игры. Если всё прошло без ошибок, игрок, к которому обращался водящий, меняется с водящим местами.
|