Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей и педагогов "Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам"
Занятия с детьми
Автор: Марина Геннадьевна Максимова   
31.03.2014 15:08

Консультация для родителей и педагогов Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкамДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПО НАРОДНЫМ СКАЗКАМ»
Сказочная безопасность
Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам

"Да это же триллер какой-то" - шепотом, чтоб не разбудить уснувшую в коляске племянницу, сказал сын. И потряс маленькой книжкой. Я посмотрела на обложку. Триллер назывался "Колобок".
А действительно, почему сказки {и песенки, и прибаутки) для самых- самых маленьких такие плохокончающиеся?
И вот что еще интересно (обращали внимание?}: сказки для детей постарше как правило заканчиваются хорошо. В них герои, преодолев все трудности и каверзы судьбы, благополучно выпутываются из переделок и начинают "жить-поживать", А у маленьких - сплошной "караул!*- То лиса колобка проглотит, то теремок развалится, то от козлика рожки да ножки в лесу остаются. Что, наши предки погуманнее не могли что-нибудь придумать или им нравилось детей запугивать? Конечно нет.
Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом деле в чем-то походят на страшилки. Но, думается, это страшилки не для детей, а как раз для родителей. Кто должен бдительно следить за младенцем, кто целиком и

Скачать полный конспект

полностью отвечает за его благополучие, пока он так беспомощен? Вот им-то и объясняется, что будет, если:
- если младенца положить на краю;
- если оставить без присмотра (или оставить ребенка под присмотром
ненадежных людей);
- если по вашему недогляду "хвостиком заденет", чего задевать не полагается;
- если положить "остывать на окошке" без надзора;
- если сбежит в неисследованное (то есть неподготовленное для него) место.
Сказки предостерегают родителей и предупреждают их о последствиях.
Причем в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше
подсознание. Это напоминалки для нас. Емкие, короткие, образные. Возьмите
любую сказку - и вы найдете в ней массу полезных советов-напоминаний по
В народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего
нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш впитывает ее буквально с молоком
матери.
Все мамы - во все времена - поют своим малышам колыбельную "Баю-
баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за
бочок...". Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него понятие:
что такое край. "Край" - это некая черта, граница, тот предел, за которым
таится нечто неведомое, а потому опасное. Там, за "краем", находится чужая
"земля", на которую вторгаться нельзя. Там, за краем, - "серенький волчок"
(символ неизведанного и коварного). Это взрослые могут пойти "за край" и с
ними ничего не случится, а младенцы должны быть в "серединке", месте
освоенном и охраняемом. Коляска, пеленальный столик, кроватка,
мамины/папины руки - вот безопасное место для малыша. В доступной форме
юному человеку объясняется, что край - это та граница, та неизведанная
территория, где все чужое, чуждое, неведомое. И почему ходить туда одному
нельзя. И почему там подстерегает опасность. И как ее избежать.
В сказке все сказано, все объяснено. Ваша задача - лишь акцентировать
детское внимание на некоторых местах. Маленькие дети "срисовывают"
отношение к чему - или кому-либо с родителей (как мама/папа, так и я). Вот и
покажите свое отношение к поступкам беспечного героя. Но - обратите
внимание! - никто колобка не осуждает. Это отличный пример для нас: мы не
осуждаем ребенка, мы можем лишь осудить поступок, который он совершил,
и дать правильные ориентиры на будущее.
Итак, не ругая, не принижая самого героя, дайте оценку его поведению.
Помогите ребенку понять: в чем же ошибка колобка (что он сделал
неправильно и что надо было сделать, чтоб лиса - ам! - и НЕ проглотила). Что
делать, чтоб не пропасть?
Сказки, напевки, колыбельные для младенцев - это учебник, в котором
записаны базисные понятия безопасности для малышей.
Главный сказочный урок
Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить.
Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт
многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки
безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами
народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в "другом", большом мире
необходимо соблюдать определенные правила. Не верить кому ни попадя,
обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за
разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научаете
ребенка и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно!) не запугивая
и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный,
что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое
окружение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку - как из нее
выберешься, чтоб вернуться домой целым и невредимым
Чему научит сказка
Вот вам для примера темы для бесед и игр по русским сказкам:
- Малыш, будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают
случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно ("Гуси-лебеди").
- Не будь наивным, малыш! Не покупайся на лестные предложения... Если
тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче,
поднимай много шума. Держись, помощь придет ("Кот, петух и лиса").
- Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна
("Зайкина избушка", "Волк и семеро козлят").
- На будущее: никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один.
Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это
хитрая лиса пришла. Дружно можно любого врага победить ("Зимовье зверей").
- Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни
складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько
подумать ("Гуси-лебеди", "Лисица и волк", "Сестрица Аленушка и братец
Иванушка" и др.).
Практикум «Чтоб от сказок польза была»
1. Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете. Комментарий может
быть очень простой: скажите "ай-ай-ай!" - вот и ясно ваше отношение к поступку
(проступку) колобка.
2. Задайте малышу вопросы:
- Почему же убежал колобок?
- А можно ли было убегать одному в лес (вот он снова - основной мотив:
чужой, чуждый и опасный, неизвестный край).
- С кем колобок встретился? - От кого убежал? - А кто его обхитрил?
- Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел
один, а разве можно уходить одному?)
3. Для детей постарше:
- Обратите внимание малыша на то, что встречались колобку и хорошие
звери... жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе... (Все как у нас в жизни,
не правда ли?)
- Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою
в лес бабушку/дедушку, которые там бывали.
- Сделайте вывод в доступной для малыша форме. Суть его такова: ребенка
предупреждают - прежде чем пойти-убежать куда-то, надо подумать как следует,
подготовиться, а еще лучше - взять в спутники бабушку/дедушку, папу/маму. По
сути, вам надо насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким
чужим речам.
Дети просят повторить одни и те же сказки по 30 раз, вот и пользуйтесь этим.
Сказку-то рассказываем мы много-много раз. Когда "поайкайте", когда спросите. А
когда и просто головой покачайте. Постепенно до малыша дойдет суть, и он сам
будет комментировать безрассудные действия колобка и давать "спасательные"
советы.
- Не торопитесь конкретизировать сказку, лишать ее волшебного ореола, сразу
же приводя примеры из реальной жизни. Пусть сказка пока остается только
сказкой. Как конкретно должен поступать в экстремальной ситуации ребенок -
будете учить потом, когда подрастет. Сейчас ваша задача - заложить фундамент
безопасности.
Побеседовать о волчках и колобках не поздно, когда ребенку и 3, и 5 лет. Но
тут вы можете углубить его знания по этой же теме. Просто вспомните вместе с
дошколенком другие народные сказки.
Как ты думаешь? - очень хороший вопрос, почаще задавайте его детям.
Малыш должен усвоить: уходить (убегать) без спросу нельзя, разговаривать с
незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым,
опасным, может обидеть.
Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из
каждой можно (и нужно) сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке,
малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения)
дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет и
расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с
которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.
Инструкция по спасению.
Недавно одна мама рассказывала, как была потрясена и обрадована
результатом, когда ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой
песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то
совочек, то ведерко, то просто выталкивал с лучшего места. В общем, плакала она
регулярно. И тут мама купила сказки "Кот, петух и лиса" и "Зайкина избушка".
Прочитали (и не один раз), поговорили-обсудили, а потом даже поиграли (тоже не
один раз). Дочка была петушком, которого утащила лиса, и другим петушком,
который прогнал лису из избушки, а мама, соответственно, всеми остальными
зверятами. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка
научилась: 1) звать на помощь; 2) постоять за себя.
Вот вопросы, которые помогли маме акцентировать внимание ребенка на том,
что надо не хныкать, когда тебя обижают, а звать на помощь и обороняться самой.
Кто поселился в доме у зайчика? Кто хотел помочь зайчику, да не смог.
Почему убежали и собачка, и медведь? Кто выгнал лису? (Петушок.) Почему лиса
петушка испугалась и убежала? (Он смело и громко кричал.) Сказка "Кот, петух и
лиса". Что делал петушок, когда его тащила лиса за темные леса? А как ты
думаешь, почему он не заплакал, а стал громко кричать, звать на помощь? И знаете,
что малышка сделала, когда снова оказалась в злосчастной песочнице и ее снова
стали толкать? Прибегла к самому надежному средству обороны, которое у нее
имелось. Она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Причем визг у нее
переходил в ультразвук, так что уши просто закладывало. Два-три солидных визга -
и больше на нее не нападали.
- Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя:
какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней.
- Рассказывайте сказки. Можно, конечно, и читать, но - устный строй речи
отличается: он более теплый, более доверительный...
- Покажите свое отношение к героям, к происходящим событиям.
- Не перестарайтесь. Не стоит увлекаться и рассказывать историю
страшным и заунывным голосом, рыдать над бедным героем. Малыш перехватит
вашу реакцию и тогда уж точно перепугается.
Ваша задача - не испугать, а научить держать ушки на макушке.
- Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает
еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу
получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься.
А вам (нам) как раз это и надо.
- Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это
получается без проблем, тут главное - не отойти от темы).
- Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и
отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что
прожито через эмоции, глубже остается в нас.
- Повторяйте. Не старайтесь комментировать сказку каждый раз, когда ее
читаете. Но время от времени возвращаться к такому обсуждению желательно.
- Закрепление пройденного проводите по-разному. Много времени и
сил у вас это не отнимет. Нужно только одно: ваш хороший настрой. Со сказкой
можно поиграть. Игра - очень важный момент в жизни маленьких детей. Именно
через игру они и познают мир, осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе.
Используйте детские игрушки.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год