Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы «Мы найдем тебя, солнышко». |
Занятия с детьми | |||
Автор: Светлана Павловна Кривабокова | |||
20.02.2014 20:27 | |||
Тип занятия: интеллектуально – развивающее Вид занятия: речевое развитие Тема занятия: «В гости к солнышку» Возраст детей: 4 – 5 лет Способ организации детей: подгруппа 10 человек Материал: Ø Осенний листочек с загадкой. Ø Игрушка – фонарик «Солнечный зайчик», фонарики на каждого ребенка. Ø Подсолнух, норка с кротом. Ø Игрушка бибабо «Лиса», игрушка Воробушек. Ø Тучка, солнышко – плоскостные изображения. Ø Карточки – схемы, картинки для дид/упр. «Назови, какое?», «Угадай, на что похоже?», «Что делает солнышко?»
Предварительная работа: Ø Наблюдение за солнышком на прогулке, игры с солнечными зайчиками. Ø Разучивание народных загадок, потешек, закличек. Ø Рисование «Солнышко красное». Ø Чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях». Ø Придумывание схем к описательным рассказам (что делает солнышко?). Ø Составление описательных рассказов об игрушке с использованием схем.
Задачи: образовательные: Ø побуждать детей использовать в своей речи слова – признаки (красное, теплое, круглое и т.д.), слова – действия (светит, греет, катится, улыбается, обжигает и т.д.), слова – предметы. Ø продолжать учить детей использовать в своей речи согласование прилагательных с существительными. Подбирать однородные прилагательные к существительным. развивающие: Ø развивать у детей умение в составлении описательных предложений, опираясь на схему. Ø развивать умение пользоваться различными способами запоминания слов. воспитательные: Ø воспитывать у детей доброту, отзывчивость, желание беречь все живое.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель: - Ребята, к нам в группу утром залетел осенний листочек, посмотрите, какой красивый! Да на нем загадка для нас. Попробуем отгадать: В дверь оно стучать не будет, А взойдет – и всех разбудит (дети отгадывают загадку). - Ребята, а сегодня на улице светит солнышко? (ответы) Нет солнышка и настроение у меня сегодня грустное, а у вас, ребята? (ответы) - Давайте подойдем к окошку и позовем солнышко: (дети вместе с воспитателем произносят русскую народную закличку) Солнышко, покажись, Красное, снарядись. Поскорей не робей Нас, ребят, обогрей. Воспитатель: - Нет солнышка, не показывается оно. А почему? (ответы) Воспитатель подводит итог: - Наступила осень. Стало прохладнее и солнышко светит редко и почти не греет. -Ребята, а вы знаете кто детки у солнышка? (ответы детей) _ Я сейчас дотронусь до вас волшебной палочкой и превращу вас в солнечных зайчиков – побегайчиков. (проводится динамическая пауза «Солнечные зайчики» А. Бродский) Скачут побегайчики – солнечные зайчики. Прыг! Скок! Вверх – вниз – в бок! Мы зовем их – не идут. Были тут – и нет их тут! Прыг! Скок! Вверх – вниз – в бок! Прыг – прыг по углам. Были там – и нет их там! Где же побегайчики – солнечные зайчики? (появляется солнечный зайчик – игрушка) Воспитатель: - А вот еще один солнечный зайчик, только очень грустный, скучно ему без солнышка. Как же ему помочь? (ответы детей) Воспитатель: - Давайте отправимся в гости к солнышку. Вот чьи-то следы, может они нас к солнышку приведут. Будем шагать по ним, и зазывать солнышко, может оно нас услышит и выйдет к нам навстречу (дети идут за воспитателем и проговаривают закличку) Солнышко – солнышко, Красное ведрышко. Высоко взойди, Далеко посвети: На темные лесочки, На серые борочки, На речки, на поля, На синие моря, На зеленый огород, И на весь народ. (дети с воспитателем подходят к подсолнуху) Воспитатель: - Ой, ребята, что это? (ответы) Воспитатель обобщает ответы детей: - Подсолнух – это солнечный цветок. Он весь день поворачивает головку за солнышком, а сегодня солнышка нет, вот и опустилась головка у подсолнушка вниз, грустно ему, плохо без солнышка. Воспитатель: - Не грусти, подсолнушек, мы с ребятами обязательно солнышко найдем, подожди нас немножко. - Ребята, давайте пойдем дальше солнышко искать (дети с воспитателем проходят вперед и останавливаются у норы крота). Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите! Под ногами земля поднимается. Кто это мог быть? (ответы детей) - Давайте у кротика спросим, не знает ли он, где солнышко прячется (дети обращаются к кроту) Крот: - Я живу под землей, и никогда не видел солнышка. Какое оно ребята? Воспитатель: - Ребята, давайте кротику расскажем, какое оно, солнышко, а помогут нам наши помощники – схемы. Выбирайте любую, прикрепляйте на мольберт и говорите о солнышке, какое оно. (Приложение 1. Д/и «Назови, какое») Крот: - Спасибо вам, ребята. Теперь я буду знать, каким бывает солнышко. Добрый путь вам, ребята, и мне пора к зиме готовиться. (дети прощаются с кротом) Воспитатель: - Пора и нам отправляться дальше (обращает внимание детей на заборчик, из – за которого выглядывает что-то оранжевое). - Вот и солнышко, наверное. Давайте подойдем и посмотрим. Воспитатель: - Здравствуй, солнышко! Не отвечает (за забором шевелится хвостик лисички). Ребята, почему это солнышко нам не отвечает? Может это не оно (дотрагивается). Смотрите, оранжевое и теплое, как солнышко (предлагает детям дотронуться). Ребята, это солнышко? (ответы) Воспитатель: - Вот она, лисичка – сестричка. Давайте с ней поздороваемся и спросим, не видела ли она солнышко. Лисичка: - Я тоже очень люблю солнышко, я даже на него немного похожа. Догадайтесь, чем? (ответы) - Солнышко не только на меня похоже, но и на другие предметы. Вот я их нарисовала. Рассмотрите их и скажите, чем солнышко на них похоже (проводится д/игра «Угадай, на что похоже?» с использованием моделей – картинок) (Приложение 2) Воспитатель и дети благодарят лисичку за игру и обращают внимание на птичку. Подходят к домику. Воспитатель: - Посмотрите, воробышек сидит. Давайте у него спросим, не видел ли он солнышко? (дети обращаются к воробышку) Воробышек: - Тучка солнышко закрыла. Воспитатель вместе с детьми обращается к солнышку: Солнышко – ведрышко, Выгляни – посвети! Воспитатель предлагает подуть на тучку, затем солнечному зайчику разбудить солнышко, приподнимает тучку и из-за нее появляется улыбающееся солнышко (дети радуются, хлопают в ладоши) Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем, что еще умеет делать солнышко. (Проводится д/упражнение «Назови, что умеет делать солнышко» Приложение 3. Дети называют глаголы, а воспитатель выставляет соответствующие схемы и рисует новые, если произносятся новые глаголы, ранее не используемые детьми в речи). Воспитатель: - Ребята, солнечный зайчик и вам дарит солнечные зайчики – фонарики, мы с вами сейчас пойдем на прогулку и поиграем с ними.
Приложения:
1. Дидактическое упражнение: «Назови какое»
Цель: развивать у детей умение составлять описательные предложения, опираясь на схемы Учить использовать в речи слова-признаки. Ход игры: дети берут карточку-схему со стола и опираясь на нее подбирают прилагательное к заданному существительному. Например: « Солнышко круглое, яркое и т.д.»
2. Дидактическое упражнение «На что похоже?» Цель: развивать умение составлять описательные предложения, опираясь на схему, учить использовать в речи слова- предметы. Ход игры: дети, опираясь на карточку-схему, составляют предложения. Например: «Солнышко похоже на лампочку (потому что оно также ярко светит.)
3. Дидактическое упражнение «Что делает солнышко?» Цель: развивать умение составлять предложения, учить использовать в речи слова–действия (глаголы). Например: «Солнышко греет. Солнышко обжигает».
Список используемой литературы: «1,2,3,4,5-Начинаем мы играть» Издательство Детство-пресс. Л.Е.Белоусова.
|