1. «ПАРОВОЗИК» Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, ко¬торый ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети-«вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает. 2. «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ» Ведущий предлагает детям выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта. Ведущий предлагает детям показать жестом слова «высокий», «маленький», «там», «я», «здесь», «он», «толстый» и т. п. Ведущий предлагает детям произвольно принять условленную позу: показать, как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот, когда мы не¬сем тяжелую сумку.
3. «НЕДОТРОГИ» Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необхо-димо обсудить с детьми, что означает каждая пикто¬грамма. Например, картинка с изображением улыба¬ющегося человечка может символизировать Веселье, с изображением, например, двух одинаковых нарисо¬ванных конфет — Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно за¬писать на каждой карточке какое-либо положитель¬ное качество ребенка (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5—8 карточек. По сиг-налу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стакеров и т. п.) все карточки. По следующему сигналу взрослого дети прекраща¬ют игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при мно¬гократном повторении игры и после проведения об¬суждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточ¬ки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хо¬рошие слова другим или получать их самому. Как пра¬вило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или по¬лучили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку. Воспитатель тоже может принимать участие. Если есть опасение, что какой-то ребенок останется без карточки, воспитатель может предотвратить эту си-туацию, приклеив такому дошкольнику пиктограмму. 4. «ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА» Цель: Упражнение направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств понимания, раз¬витие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Содержание: Упражнение выполняется в парах. Воспользовавшись «волшебными» средствами по¬нимания, дети должны помочь: 1) плачущему ребенку, он потерял мячик; 2) мама пришла с работы, она очень устала; Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста 3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболе¬ла мама; 4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку; 5) девочка-соседка попросила тебя сделать ей апп¬ликацию... Примечание: Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание. 5. «ВОЛШЕБНЫЕ ЗАРОСЛИ» (Р. Р. Калинина, 1997) Цель: Снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения. Содержание: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшими¬ся друг к другу «волшебными водорослями» — всеми остальными участниками. «Водоросли» понимают че¬ловеческую речь, чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят». Затем следует обсуждение: когда водоросли рассту-пались? Когда нет? 6. «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ» Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — голова драко¬на, последний — кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего — дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребе¬нок. 7. «ЛОВИШКИ» (М. И. Чистякова, 1990) Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, по¬вернувшись к стене лицом. Остальные дети у проти¬воположной стены. Под музыку дети подбегают к ло-вишке, хлопают в ладоши и говорят: «Раз—два—три, раз—два—три, Скорее нас лови!». Затем бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали. 8. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, 1996) Цель: Повышение уверенности в себе, в своих силах. Содержание: Дети по очереди заканчивают каждое из предложений: — Я умею... Я хочу... — Я смогу... Я добьюсь... Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ. 9. «СМАК» (Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, 1996) Цель: Упражнение помогает развить уверенность в себе и освоить некоторые способы общения в присутствии большого количества людей, а также оно тренирует умение вести разговор. Содержание: Для этой игры можно использовать любые подсобные материалы. Она обычно очень охотно восприни-мается замкнутыми детьми, поскольку построена по сценарию проведения известной телевизионной пе¬редачи, которую любит смотреть ребенок. Для прове¬дения этого упражнения можно использовать и дру¬гие телепередачи, важно только, чтобы они нравились вашему ребенку. Ребенку предлагается представить себе, что он са¬мый лучший повар на свете и его пригласили высту¬пить в телевизионной передаче «Смак», чтобы про¬демонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Для этой игры необходимо выбрать ведущего передачи (им может быть взрослый). Жела¬тельно также, чтобы присутствовали и зрители.
|