Цель: Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семье. Задачи: обучающие: учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; совершенствовать отчетливое произошение слов и словосочетаний; развивающие: развивать мелкую моторику рук; двигательную и речевую активность детей; развивать связную речь; воспитательные: воспитывать культуру общения, любовь к близким и родным, создавать положительный эмоциональный настрой. Образовательные области: Коммуникация, Социализация. Адресат: средняя группа
Актуальность: В воспитании маленького ребенка решающую роль играет семья. Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей. В эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта ребенка. Семья — это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького человека быть принятым всерьез и быть уважаемым в каждый текущий момент времени. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых людей, ощущают себя любимыми и желанными. Семья является для малыша институтом эмоциональных отношений, который на протяжении всей жизни неосознанно воспринимается им как своеобразный «эмоциональный тыл». Экономические реформы, общая социальная нестабильность пошатнули традиционность выполнения семьей своих воспитательных функций. В настоящее время семья переживает противоречивое и сложное состояние. Во многом утрачены традиции российского семейного воспитания и его нравственные ценности. Изменился статус семьи как воспитательного института. Сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей. Растет отчуждение, непонимание между родителями и детьми. На фоне углубляющегося кризиса семейных отношений дошкольное учреждение может и должно помочь семье занять правильную позицию по отношению к развитию ребенка-дошкольника. В связи с этим я вам предлагаю конспект занятия «Дружная семейка». Материал: силуэт ладошки из плотного картона, шапочки на каждый пальчик этой ладошки с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка, силуэты перчаток на каждого ребенка, краски, кисточки. Подготовительная работа: рассматривание семейных фотографий, беседы с детьми о своих близких, чтение художественной литературы Д. Грабе «Моя семья». Словарная работа: ввести в словарь: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой палец. Ход занятия. - Ребята, а вы любите играть с пальчиками? - Хотите научиться одной интересной игре? (разгибает из кулака пальцы и сопровождает движения текстом) «Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка, этот пальчик — папа, этот пальчик — мама, этот пальчик — я, вот и вся моя семья». Дети подражают воспитателю. - О чем же эта игра? (Добивается от детей ответа: «О семье») - У меня есть вот такая ладошка (демонстрирует силуэт). - Давайте найдем на ней самый маленький пальчик — мизинец. (Дети показывают). - А в вашей семье кто самый маленький? Как вас ласково называют в семье? (Дети высказываются) Предлагает детям отыскать на подносе шапочку, обозначающую …... и надеть ее на мизинчик ладошки- силуэта. Послушайте стихотворение. Мы с мамой делали котлеты, А за окошком дождик шел. Мы с мамой думали при этом, как вместе быть нам хорошо! - О ком я вам прочитала? Почему девочке было хорошо с мамой? Расскажите, какая у вас мама? Дети высказываются. - А как вы помогаете маме? (ответы детей) - Давайте найдем шапочку, на которой изображена мама, и наденем ее на следующий — безымянный пальчик. Дети надевают шапочку. - Хотите узнать о ком следующее стихотворение. (читает стихи Е.Серовой) Не терпит мой папа безделья и скуки У папы умелые, сильные руки. И, если кому-нибудь надо помочь, Мой папа всегда поработать не прочь. - Что можно сказать про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу? Дети произносят ласковые слова, находят шапочку, обозначающую папу, надевают на средний палец. - Давайте поиграем с нашими ладошками. (читает стихотворение Н.Галя и Г.Григорьева и сопровождает его жестами и движениями. Дети подражают.) Ладушки, ладушки. Где были? У бабушки!(Хлопают в ладоши) А у бабушки ладони Все в морщинах сотраны. (Показывают руки ладоням вверх) А у бабушки ладони Добрые — предобрые. (Поглаживают ладони друг о друга.) Все работали ладони Долгими годами. (Постукивают кулачками о ладони). Пахнут добрые ладони Щами с пирогами (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются.) По кудрям тебя погладят Добрые ладони. (Имитируют поглаживания) И с любой печалью сгладят теплые ладони. (Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них.) Ладушки, ладушки. Где были? У бабушки!(Хлопают в ладоши). - Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе со своей бабушкой? (ответы детей). Давайте похвалим свою бабушку: Моя бабушка самая....! Дети произносят слова о бабушке, надевают соответствующую шапочку на указательный палец ладошки — силуэта. Ребята, у вас остался один пальчик — большой. Кто же это? Правильно, дедушка. (Читает стихотворение Р. Гамзатова). У меня есть дедушка, Как зима, седой, У меня есть дедушка С белой бородой. Мне на все мой дедушка Может дать ответ. И не стар мой дедушка, Хоть ему сто лет!
- Кто хочет рассказать о своем дедушке? Как дедушка заботится о вас? (дети рассказывают, надевают последнюю шапочку.)
- Друзья мои! Посмотрите. У нас в вами получилась большая дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно.
- Давайте вспомним пальчиковую игру «Дом».
Дети за воспитателем проговаривают слова и выполняют движения.
Я хочу построить дом. (Руки «домиком над головой»).
Чтоб окошко было в нем.
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.
(Кисти рук расположены перед собой, ладонями от себя.
Пальцы рук в стороны и напряжены).
Чтоб вокруг забор стоял,
(Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу).
Пес ворота охранял.
(Ладонь прямая, указательный палец согнут).
Чтоб на травке жил жучок,
бегал быстрый паучок.
(Пальцы каждой руки «бегут»по предплечью, а затем по плечу другой руки).
Солнце было,
(Руки сомкнуты большими пальцами — остальные пальцы развести в стороны).
Дождик шел,
(встряхнуть кистями рук).
Чтоб тюльпан в саду расцвел.
(Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей рук прижаты друг другу. Тюльпан распускается: развести одновременно пальцы рук в стороны).
Чтоб флажок на доме был,
(Руки поднять вверх, плавно помахать ладошками из стороны в сторону).
Чтоб за домом ежик жил.
(Ладони поставлены под углом друг к другу. Пальцы одной руки расположены между пальцами другой).
-А как вы думаете, какой же домик у нашей семьи на ладошке? (ответы детей). -Да, правильно, пальчики живут в перчатке. У меня есть перчатки для «семейки» на вашей ладошке. Хотите украсить их, чтобы «домик» был красивым, нарядным, уютным? Давайте постараемся, чтобы «домик» украшали все «члены семьи», пусть каждый пальчик выберет свою краску и оставит след на перчатке.
Дети выполняют работу.
Затем все рассматривают друг у друга домики.
-Но прежде чем расстаться, давайте оставим пальчикам пожелания.
- Например: «Я желаю пальчикам, чтобы они никогда не уставали». Теперь вы, говорите своё пожелание (не болели, были ловкими, были сильными, были умелыми, были подвижными).
- Теперь возьмём наши пожелания, смешаем их со счастьем, здоровьем, улыбками, хорошим настроением и пошлём по всему свету, чтобы это чудо попало ко многим людям.
Друзья мои! Я очень рада, что ваши «семейки» дружно трудились, пальчики помогали друг другу и «домики получились» нарядные.
|