ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗКИ Бианки В.В . «Мышонок Пик» Воспитатель Варенцова Е.В. ГБДОУ №104 Цель: • Познакомить с творчеством В. Бианки; • Обратить внимание на особенность сказок-не сказок В. Бианки; Форма беседы: Обсуждение, видеопросмотр. Предварительная работа : Чтение сказки В.Бианки «Мышонок Пик» Метод: объяснительно-иллюстративный. Форма работы: коллективная, индивидуальная. Оборудование: доска, видеомагнитофон. Ход беседы:
Наша сегодняшняя беседа посвящена сказке Виталия Валентиновича Бианки «Мышонок Пик». По профессии В. Бианки ученый-биолог (человек, который изучает все живое). С детства он любил наблюдать за жизнью леса и все свои впечатления записывать. Впоследствии эти записи очень пригодились для многочисленных детских книжек. Почти все они о лесе и его обитателях. Сказки-несказки - так называл свои произведения автор. Почему? На этот вопрос мы попытаемся ответить чуть позже. А сейчас мы отправляемся на встречу с мышонком Пиком. • В каком возрасте Пик стал мореплавателем? (2 недели) • Почему, куда бы Пик ни шел, он всегда выходил к реке? (Остров) • «Плюх-шлеп! Плюх-шлеп!» Кто из жителей острова издает такие звуки? (Лягушонок) • А кто свистит в случае опасности? (Мыши) • Чем Пик отличается от домашних мышей? (Те серые, а он желтый) • Почему В. Бианки назвал его шерстку - невидимкой? (Спасла от сокола-трясучки, похож на комочек земли) • Автор сравнивает Мышонка с мартышкой. Чем они похожи? (Так же ловко управляется хвостом-цеплялкой, ловко лазает по кустарникам) • А это что за чудовище?: «Толстый хвост. Два длинных мягких рога с пупырышками на концах. Потом еще два таких же рога - только коротких. Мягкое брюхо, оставляющее за собой полоску слизи». (Слизняк) • Как обычно проводят зиму полевые мыши? (Спят, худеют, становится холодно, просыпаются, подкрепляются в кладовой, снова засыпают) • Что заставило Пика покинуть остров? (Козы разрушили его жилище) • Почему дети решили, что это тот же самый мышонок, которого они когда-то отправили в плавание? (Ухо порезано) • Как дети сумели приручить Пика? (С помощью музыки) • Когда вы больше всего испугались за Пика? (Ответы детей) • Попробуйте продолжить эту сказку (Ответы детей) Посмотрим отрывок из мультфильма, снятый по этой сказке. (Если позволяет время, можно показать мультфильм полностью. Если нет, то покажите финал и сравните его с ответами детей.) Так почему же Виталий Бианки называл свои произведения «сказки-несказки»? Что в них сказочного? (Мы знаем, о чем думает мышонок; все приключения заканчиваются благополучно) А что не сказочного? (Как живут полевые мыши? Как они выглядят, чем питаются? Кто их друзья, а кто - враги?) Закрепление понятия «сказка-несказка». Выполните следующее задание: определить что раньше, а что позже. «А мышонка несло да несло на легком сосновом кораблике. Ветер гнал суденышко все дальше от берега. Кругом плескались высокие волны. Река была широкая - целое море для крошечного Пика. (3) Пику было всего две недели от роду. Он не умел ни пищи себе разыскивать, ни прятаться от врагов. В тот день мышка-мать первый раз вывела своих мышат из гнезда - погулять. Она как раз кормила их своим молоком, когда мальчик вспугнул все мышиное семейство. (1) Пик был еще сосунком. Ребята сыграли с ним злую шутку. Лучше б они разом убили его, чем пускать одного, маленького и беззащитного, в такое опасное путешествие». (2) В конце обсуждения раздать детям раскраски по сказке « Мышонок Пик »
|