Автор: Рязанцева Ирина Ивановна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад № 24 «Золотая рыбка» г.Чусовой Пермский край Изменения, происходящие в системе российского образования позволяют по новому подойти к проблеме взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками. Именно на «развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками» ориентируют педагогов и ФГОС. Умение общаться - весьма важная сторона социального, личностного развития ребенка, источник развития его речи, становление коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития. Согласно теории деятельности, разработанной А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, В.В. Давыдовым развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребенка – дошкольника это, прежде всего игра. Именно в игре ребенок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, давно стало аксиомой. Эта важная сфера жизни ребенка досконально изучена специалистами в области педагогики, психологии, возрастной физиологии. Однако мы вновь и вновь возвращаемся к ней. «Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - сказал академик А. Асмолов. Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».
Да, игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Поэтому развивать ребенка легче в игре. Именно этот вид игровой деятельности включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста, помогает детям лучше узнать окружающий мир, друг друга и себя. И какой воспитатель не мечтает, чтобы к концу дошкольного детства каждый ребенок мог самостоятельно организовать совместную игру, справедливо решать возникающие в игре конфликты, регулировать поведение, творчески развивать игровые замыслы. Поэтому уже несколько лет я работаю над темой «Развитие ребенка в игровой деятельности». Я убеждена в том, что даю возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческую активность, коммуникативные навыки, то есть поэтапно в практической деятельности идти к достижению поставленной цели. Использование проектного метода позволило нам учитывать один из главных принципов – принцип интеграции: объединение несколько видов деятельности в процессе ролевой игры, проектирование совместной и самостоятельной игровой деятельности детей, определение её содержания и предполагаемый конечный продукт. Вашему вниманию представляем педагогический проект «В школу с игрой», в рамках которого реализуются мини-проекты, имеющие общий стрежень – развитие коммуникативного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. В основе проекта положена технология Н.А.Коротковой, Н.Я.Михайленко Работа по реализации проекта осуществлялась в трех направлениях: - взаимодействие педагога с детьми; - работа со специалистами детского сада; - совместная деятельность с родителями воспитанников. Предварительно выявили знания детей о школе. Совместно с детьми обсудили и составили «карту детских идей». Так появилась «Планета-игра!», на которой дети нарисовали: «Автомобильную школу», «Школу песочной Феи», «Школу циркового искусства», «Школу юных любителей книги», «Школу юных пожарных», «Школу мяча», «Школу маленьких садоводов». « А в какую школу хотели бы поиграть? » Решение приняли вместе с детьми - будем играть в «Школу циркового искусства». Алгоритм игры представим на примере этого проекта. Актуальность заявленного нами педагогического проекта обусловлена рядом причин: 1. Мы предположили, что работа по реализации проекта «Школа циркового искусства» позволит нам создать условия для более благоприятного личностного развития детей и развития коммуникативных умений и навыков в процессе игровой деятельности. 2. Окажет положительное влияние на вхождение ребенка в мир взрослых и сверстников, т. е. поможет ему успешно адаптироваться в школе. На первом этапе подобрали диагностический инструментарий, выявляющий особенности межличностных отношении, предпочтений ,выявили коммуникативные и игровые умения детей; проанализировали состояние предметно- игровой среды. На подготовительном этапе сформировали проектную группу, куда вошли специалистами детского сада и педагогом группы разработаны перспективные планы работы в классах « Школы циркового искусства»; расписание игровых уроков, начали преобразование предметно-игровой среды, создание банка дидактического материала. В процессе подготовки к игре, расширяли знания детей об истории возникновения цирка; о профессиях работников цирка; о повадках и особенностях животных, их образе жизни. Подобрали иллюстрации и фотографии по теме. Дети делились своими впечатлениями о посещении цирка, цирковых артистах, дрессированных животных. Просмотренный видеофильм еще больше вдохновил детей играть в « Школу циркового искусства ».Так впервые открылся класс « Волшебников». Появилась новая форма детской деятельности - дискуссия. Эксперименты - «фокусы» проводились в лаборатории, где знакомились с правилами безопасности. Дети превращались из посторонних наблюдателей в маленьких фокусников, активно участвовали в выдвижении гипотезы, обсуждении результатов опыта, делали умозаключения. В классе «Мастерилка» дети самостоятельно изготовляли атрибуты к костюмам: парики, колпаки, носы, рисовали игровые поля - арены, афиши: «Самый смешной клоун», «Цирковые обезьянки», «Цирковая карусель», оформляли пригласительные билеты. В ходе игры дети усваивали новые знания, закрепляли полученные ранее навыки рисования, счёта. Дети были объединены в единый процесс с разделением труда между собой. Распределение по операциям требовало от детей умения объединяться в пары, тройки, в подгруппы, планировать предстоящую деятельность. Вначале в процессе игры между детьми могли возникнуть конфликты по поводу объединения в группы, распределения работы. Вместе с детьми искали варианты честного выбора. Использовали считалки, жребий, словесные игры, так появились правила дружбы. Наряду с игровыми атрибутами присутствовали элементы обучения детей некоторым приемам художественного творчества. Подбор и прослушивание музыкальных произведений в классе «Веселые нотки» способствовали созданию эмоционального климата в «Школе циркового искусства». А в классе «Акробатов и силачей» дети объединялись для выполнения цирковых номеров, проявляя ловкость, сноровку, выносливость. Впоследствии дети самостоятельно играли. Для детей это возможность раскрыться творчески, насладиться поиском новой тактики игры. Созданные условия позволяли соединять игры между собой, создавая новые сюжеты. Наблюдая за игровой деятельностью детей, мы заметили, что участники игры научились рассуждать, аргументировать, предлагать варианты сюжетов и дополнительные игровые роли. Многие дети овладели рефлексией, т. е. научились делать анализ игры. Динамику проявлений коммуникативности у детей фиксировали в «Карте наблюдений и оценки сформированности коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста к школе». В ходе реализации проекта « В школу с игрой» нам удалось обеспечить единое пространство для развития детей в игровой деятельности и способствовать развитию коммуникативно- личностных качеств .
|