Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием "подзорная труба". Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Для определения деталей одного объекта используется приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей. При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом. Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины. Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагог может использовать прием "вхождения в картину". Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания: · Пришел волшебник "Я слушаю" (и другие). · Назови объекты, которые могут издавать звук.
· Я ощущаю лицом и руками… Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагаются следующие творческие задания: · пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. ПР: игры с картиной "Кошка с котятами". Педагог вместе с детьми играет с волшебником "Объединяй" и "объясняют" ему, что блюдечко с молоком и коврик объединились, потому что блюдце стоит на коврике". · "Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. ПР: "Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы - кошки и любят вместе играть". · "Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат". ПР: "Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть". Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна. · "Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит" - объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами. ПР: "Шкафу очень тяжело держать полки с книгами, он теряет силы, а книжкам так важно стоять аккуратно в шкафу. Книги благодарны полкам, что им помогают". Или "На полу играет кошка с котятами, но лапки-царапки могут сделать больно и коврику и полу. Котятам хорошо играть - они нашли удобное место, а коврик и пол могут пораниться. Правило: когда играешь, не надо портить то, на чем играешь". Чтобы вникнуть в содержание картины можно предложить детям составить загадку по картине, для этого необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.). Следует знать основные модели составления загадок: 1. У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос "Какой?" и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. Например: "Репейник, какой? Колючий как еж, кактус, елочка. Лохматый как собака, шуба, медведь. Приставучий как липучка, жвачка, смола". Из предложенных объектов выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки "как" или "но не" сравниваются с другими объектами. Итог: "Колючий, как еж, лохматый, как собака, приставучий, но не смола". 2. Выделяются действия объекта и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены. Например: "Лягушка что делает? Прыгает как заяц, мяч. Ныряет как водолаз, утка. Плавает как лодочка, рыба". Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки "как" или " но не" сравниваются с другими объектами. Итог: "Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка". 3. В объекте выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями. Например: "Часы: стрелки как у компаса, цифры как в математике, круг как полная луна". Выбирается лучший вариант. Строится содержание загадки аналогично предыдущим моделям. Итог: "Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не полная луна". 4. У объекта выделяются части, обозначается их количество, ищутся объекты с такими же характеристиками. Строится содержание загадки. Итог: "Шестьдесят точек как звезды, с двумя стрелками как указки, на одном круге, но не на полной луне". На основе данных моделей можно составить смешанный тип загадки. В ней построчно могут собираться различные типы сравнений. Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью. Также для более красочного описании картины можно использовать метафоры. Метафоры составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: "Про кого или про что на картине я говорю?" После отгадывания детьми объекта воспитатель повторяет метафору и просит детей объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристике объекта. Модели метафор 1. Выделить объект на картине и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим объектом. Например: "Снежинки кружатся как балерины". Далее обозначить место, где находится объект. Например: "Снежинки падают с неба". Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место нахождения этого объекта в речевой фразе. Например: "Балерины неба". Вставить в смысловой контекст картины. Например: "Над деревьями кружились балерины неба". 2. Выделить объект на картине и взять его какое-либо свойство. Например: "Занавеска кружевная". Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после. Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: "Да-Нет", "Ожившая картина". Игра "Да-Нет" организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект "оживает" и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка - описать объект по месту на картине, а затем на сцене. Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене. Для разнообразия работы с картиной можно использовать такие методики как: «Преобразование объектов во времени», «Составление рассказов от лица разных объектов», «Смысловая характеристика картины». «Преобразование объектов во времени» Обычно картина рассматривается как остановившийся миг. Для обучения рассказыванию по картине детям предлагается представить, как развивается сюжет во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира - в рамках суток. Рукотворные объекты - с момента появления и вторичного использования. Особое значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое). Составляется рассказ-фантазия: объект и его изменение во времени. Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени используется прием перемещения во времени ("Машина времени"). Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком). «Составление рассказов от лица разных объектов» Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания. А) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях: · грустный - веселый, · радостный - печальный, · спокойный - возбужденный. Б) О разнообразных чертах характера: · добрый - злой, · трудолюбивый - ленивый, · вежливый - грубый, · умный - глупый… В) Признаки проявления того или иного эмоционального состояния. Например: · веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…); · грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…); · добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет…). Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения. Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи. Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание: · "Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот". · "Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств". · "Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства". Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины. Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины. «Смысловая характеристика картины» Для более глубокого осмысления содержания картины можно использовать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки могут иметь прямой и иносказательный смыслы. Смысл любой пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность по-разному толковать его. Поэтому многозначность пословиц и поговорок позволяет использовать их при составлении рассказа по картине любого содержания. Важно обосновать свой выбор. В конечном итоге идет отбор самых подходящих к содержанию данной картины. Содержание рассказов-рассуждений детей с использованием пословиц и поговорок зависит от их жизненного опыта и позиций рассуждающего. Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка. Осмысление содержания картины детьми строится как игра "Объясни, почему так названа картина?". Ее организация основана на методе "Каталог". Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину? Следующая игра "Найди самое удачное название картины". Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение. Так же для развития связной монологической речи в ходе работы с картиной, можно включать следующие методы: «Составление рассказов-фантазий», «Составление сказок нравственно-этического характера», «Составление рифмованных текстов по картине». «Составление рассказов-фантазий» Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования: "Увеличение - уменьшение" (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта); "Деление-объединение" (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями); "Оживление-окаменение" (объект наделяется свойствами динамики или статики); "Специализация - универсализация" (расширение либо ограничение ресурсов объекта); "Наоборот" (приобретение объектом инверсных свойств); "Ускорение - замедление" (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.). Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром. Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием "Пришел в гости волшебник…". Приглашаются волшебники: 1. Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование). 2. Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами). 3. Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве). 4. Волшебник МогуВсе-МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах). 5. Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное). 6. Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени). Педагог предлагает детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы: Что происходит с этим объектом? Какие ощущения он испытывает? Как он теперь воспринимает окружающий мир? Как окружающий мир относится к преобразованному объекту? Каковы положительные и отрицательные последствия преобразований? Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром? Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов? Как окружение может согласоваться с измененным объектом? «Составление сказок нравственно-этического характера» Для составления морально-этической сказки по картине необходимо определить место, где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом. ПР: лужайка около леса. Далее перечисляются объекты, изображенные на картине, как правило, неодушевленного плана. ПР: елка, лужа, прутик, трава, цветы…. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР: елка - мудрая, лужа - грязнуля, прутик - труженик, трава - равнодушная, цветы - болтливые… Идет описание жизни объектов в обозначенном месте. Происходит случай - появление необычного объекта или природного явления. ПР: в лужу упал мяч. Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого очеловеченного объекта по отношению к Случаю. Каждый герой сказки высказывает свое отношение к Случаю, что является основанием для обозначения его характера, нравственных качеств. Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст сказки и придумывается ее название. · Предложить детям сочинить сказку по картине. · Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. · Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. · Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был). · Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации. · Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. · Обсуждение мнения каждого героя. · Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали. · Придумывание названия сказки. «Составление рифмованных текстов по картине». Для составления рифмованных текстов по содержанию картины необходимо обсудить с детьми признаки выбранного объекта, его связи, место действия и сами действия. В качестве объекта может выступать не только центральный или второстепенный объект, но и обобщенное понятие. ПР: дети…, семья…, посуда… Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые. Слова в высказываниях должны рифмоваться. Для создания рифмованного текста можно пользоваться опорой: Жили-были как-то кто-то, Ой, какие были кто-то, Что-то делали они, На картину посмотри. И закончив, говори: "Вот какие кто-то На картине такой-то…". Возможны варианты создания рифмованного текста. Он может начинаться со слов "Если эти кто-то…, то они чего-то…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то, потому что был такой-то…". Оценка степени удачности созданного текста определяется не только качеством рифмы, но и уровнем интерпретации содержания картины. Работа должна строиться в определенной последовательности. Сначала с детьми проводится игра "Складушки-ладушки", в которой подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию картины. Затем педагог побуждает детей составлять двухстрочные рифмующиеся фразы. На последнем этапе идет создание полного рифмованного текста по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом. На наш взгляд методы ТРИЗ и РТВ наиболее эффективные для развития монологической речи. Использование адаптированных методов ТРИЗ – РТВ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями даёт несомненные преимущества: в активизации познавательной деятельности детей, в создании мотивационных установок на проявление творчества, в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами), повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами, осознанность в построении лексико-грамматических конструкций. гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности, При обучении составлению предложений по картинкам используется приём постановки соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. Могут быть использованы такие приёмы, как совместное составление предложений двумя-тремя детьми (один из них составляет начало фразы, другие продолжают). В процессе подготовительной работы обращается внимание на формирование и закрепление у детей практических навыков в составлении ответа на вопросы в виде развёрнутых фраз. Дети усваивают определённый тип фразы-ответа, включающего "опорные" содержательные элементы вопроса педагога. Вначале дети упражняются в составлении ответов-высказываний, начинающихся с повторения последнего слова (или словосочетания) из вопроса педагога. Специальное внимание уделяется формированию и закреплению навыков составления вопросов. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения предполагает формирование умений вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге и др. Уделяется внимание формированию навыков участия в коллективной беседе, способности к восприятию темы беседы, умению включаться в диалог по указанию педагога.
|