К сожалению, в последние годы возросло число дошкольников с общим недоразвитием речи, характеризующимся нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При изучении темы «Зима» у детей возникли трудности в подборе родственных слов к слову СНЕГ, и назрела необходимость в новых формах и методах работы в этом направлении. В связи с этим родилась идея обучающего, краткосрочного детско-родительского проекта «В снежной стране родственных слов». Цель проекта: обучение детей образованию родственных слов. Задачи: • учить образовывать родственные слова по вопросам педагога, по опорным схемам; • упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных слов • формировать умение выделять родственные слова из текста • закреплять умение составлять предложения с заданными словами • развивать память, внимание, мышление; • развивать мелкую моторику рук, координацию речи и движений , воображение • привлечь родителей к сотрудничеству с логопедом • активизировать творческий потенциал родителей
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители. Распределение обязанностей: • Родители – закрепляют с детьми полученные на занятиях знания в играх; совместно с ребенком составляют рассказ по опорным словам; принимают участие в создании книги «Снежные истории» • Дети – усваивают полученные знания • Учитель-логопед – привлекает родителей к проектно-творческой деятельности, созданию книги и макета Предполагаемый результат проекта: Внутренний продукт: Дети подбирают и образовывают родственные слова. Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми. вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс Внешние продукты: Создание панно и макета «Снежная картина», Издание книги «Снежные истории» На подготовительном этапе была определена цель проекта и поставлены задачи. Логопедом был подобран речевой и наглядный материал, изготовлены опорные схемы, создана презентация Power Point «Узнай по описанию» «Найди лишнюю картинку», для родителей подобрана игротека по данной теме. На основном этапе с детьми во время занятий и в совместной деятельности проводились речевые игры и игровые упражнения «Вспомни и повтори», «Чего не стало?» «Найди лишнюю картинку», « Назови лишнее слово»,«Ответь на вопрос», «Родственники» Дети закрепляли полученные знания в пальчиковых играх «Снежок», «Снеговик», в подвижных играх «Снегири» «Снегопад». Развивающая среда группы была пополнена книгами (произведениями художественной литературы, методическими пособиями), репродукциями картин известных художников, фотоработами «Снежная зима». В пополнении развивающей среды принимали активное участие родители воспитанников. Большой интерес у детей вызвало изготовление панно «Снежная картина» и атрибутов к макету. (фото 1) Заключительный этап включал в себя итоговое игровое занятие с изготовлением совместно с родителями макета «Снежная картина». (фото 2,3,4) На презентации книги «Снежные истории» дети рассказывали свои рассказы, составленные с родителями дома. Книга была иллюстрирована рисунками детей. Участие в проекте педагогов, родителей и дошкольников позволило: - организовать деятельность детей в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями; не только средствами совместного творческого взаимодействия формировать у детей представления о родственных словах, но и, используя различные виды деятельности способствовать их всестороннему развитию, повышению самооценки; - родителям принять активное участие в значимом для них процессе развития ребенка; - педагогам совершенствовать профессиональное мастерство. Данный проект может быть реализован как учителем-логопедом, так и воспитателем. Итоговое игровое занятие «В стране снежных слов» Задачи: - закреплять умения образовывать родственные слова; - упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственников; - упражнять в согласовании количественных числительных с существительными. - закреплять умения составлять предложения с заданными словами; - развивать мелкую моторику рук, координацию речи и движений, память, внимание. Оборудование: костюм Снегурочки, аудиоаппаратура, запись тихой музыки, презентация Power Point «Узнай по описанию», «Назови лишнюю картинку», куб «Сосчитай-ка», атрибуты к макету «Снежная картина», клей, кисточки, скотч, книга «Снежные истории», снежинки. Ход занятия: Звучит аудиозапись тихой музыки. Дети входят в зал, здороваются. Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну. К путешествию надо подготовиться. Для этого мы сделаем с вами массаж лица. Ручки растираем (потирают ладони) И разогреваем (хлопки) И лицо теплом своим нежно умываем (разогретыми руками проводят по лицу) Грабельки сгребают все плохие мысли (двигают пальцами от середины лба к вискам) Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирают ушные раковины по краю снизу вверх и сверху вниз) Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки (загибают ушные раковины вперед и потягивают вниз за мочки) А потом уходим пальцами на щечки (перебегают пальцами на щеки) Щечки разминаем, чтобы надувались (указательным, средним и безымянным пальцами разминают щеки круговыми движениями) Губки разминаем, чтобы улыбались (большим и указательным пальцами разминают сначала нижнюю, а затем верхнюю губу) Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Мы с вами отправимся в волшебную страну с волшебным героем, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку Логопед: Снегурочка – мой самый любимый герой, и я хочу в нее сейчас превратиться. Вы не возражаете? Логопед надевает костюм снегурочки, кружиться на месте и произносит слова: «Раз, два, три – покружусь и в снегурку превращусь». «Превращается» с Снегурочку. Снегурочка: Здравствуйте, ребята! Я Снегурочка, в гости к вам пришла, сказку принесла. Давным-давно люди потеряли слово СНЕГ, потеряли его, забыли о нем. А слово попало в землю, и появились слова-ростки: Снегурочка, снежок, снежинки, снеговик. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родственники. И назвали люди такие слова родственными. Давайте и мы с вами назовем родственные слова к слову СНЕГ. Я буду описывать предмет, а вы должны узнать о чем я говорю. Если ответ будет правильным, то на экране появиться картинка. Проводится игровое упражнение «Узнай по описанию» (слайд №1) Снегурочка: От какого слова родились слова снежинка, снеговик, снегопад… Дети: Эти слова родились от слова СНЕГ. Снегурочка: Слово СНЕГ – главное слово. Ребята, теперь вы поняли, что такое родственные слова? Дети: Да, поняли. Упражнение «Снежки» Снегурочка: А теперь давайте поиграем в снежки. Раз, два, три, четыре, дети загибают пальцы Мы с тобой снежок слепили. меняют положение ладоней – лепят Круглый, крепкий, соединяют кончики согнутых пальцев обеих рук Очень гладкий, гладят ладонью одной руки кисть другой Но совсем-совсем не сладкий грозят пальчиком Раз – подбросим, подбрасывают воображаемый снежок Два – поймаем ловят воображаемый снежок И вперед его кидаем бросают воображаемый снежок. Игровое упражнение «Назови лишнюю картинку» (слайд №2) Снегурочка: Сейчас на экране появятся картинки, посмотрите на них внимательно и скажите, какая из них лишняя. Объясните, почему вы так считаете Дети поочередно называют все картинки, выделяют лишнюю и объясняют свой выбор. Игровое упражнение «Сосчитай-ка» Снегурочка: Ребята я вам принесла волшебный кубик, на гранях которого нарисовано разное количество предметов. Вы не желаете с ним поиграть? Дети: Желаем. Дети передают куб по кругу со словами: «Кручу, верчу, сказать хочу». Ребенок, на котором закончились слова, называет количество изображенных предметов и придумывает с ними предложение. Работа над макетом. Снегурочка: Я знаю, что вы на занятиях готовили атрибуты для снежного макета. И сейчас мы с вами его соберем. Я предлагаю Юле и Диме слепить снеговика, Олегу и Гюзель запорошить снегом землю и дерево, на которое Оксана и Ксюша посадят снегирей, а Лилиана и Айдар развесят снежинки. Дети звеньями создают единый макет. Снегурочка: Молодцы, ребята. Отличная снежная картина у нас с вами получилась. Вы хорошо поработали. Но я знаю, что вы и дома вместе с родителями потрудились, рисовали и сочиняли рассказ. И из ваших рассказов и картин я сделала книгу. И предлагаю авторов показать и рассказать свою снежную историю. Презентация книги «Снежные истории». Дети рассказывают рассказ, составленный дома вместе с родителями. Снегурочка: Пусть наша книга еще тонкая, но я надеюсь, что вы и дальше будете ее наполнять. Вот и подошло к концу наше волшебное путешествие. Пора возвращаться в детский сад. Взрослый кружиться, говоря: «Раз, два, три, четыре, пять – в детском садике опять» и снимает костюм Снегурочки. Логопед: Ребята, какие слова мы сегодня подбирали? Дети: Родственные . Логопед: А какие это слова? Дети: Родственными называют слова, похожие по звучанию и значению. Логопед Правильно! Слова, как родные, Похожи чуть-чуть, И если поставить их в ряд, Немного послушать И вдуматься в суть – Они об одном говорят. Вы сегодня активно работали, и я дарю вам снежинки со стихами, которые вы выучите дома и расскажете другим ребятам. Звучит тихая музыка, дети уходят.
Домашняя игротека «Родственники слова СНЕГ»
«Вспомни слова» Цель: учить вспоминать группы родственных слов. развивать внимание, память, мышление. 1 вариант. Взрослый называет слово «СНЕГ» и кидает ребенку мяч. Он возвращает мяч обратно, называя родственное слово. После окончания игры ребенок составляет предложение с названными словами. 2 вариант. Взрослый называет слово СНЕГ. Ребенок вспоминает родственное слово. За каждое названное слово ребенок получает фишку или поощрительный приз. Назови лишнее слово» Цель: учить находить «лишнее слово – не подходящее по значению ко всем остальным словам. Взрослый называет родственные слова. Ребенок внимательно слушает, отыскивает и называет слово, не подходящее по смыслу ко всем остальным словам. Снегурочка, снежинка, морозище, снеговик. Морозная, снежная, белоснежная, снегопад. Снежки, снегопад, мороз, снежок После окончания игры ребенок составляет предложение с названными словами.
«Вспомни-повтори» Цель: учить выделять родственные слова из прослушанного текста.
Невесомые снежинки А в кормушке снегири Превратились в снегопад. Зерна с крошками нашли. На дорожки, на скамейки Белоснежные сугробы Мухи белые летят. Все дорожки замели. Дети лепят снежный ком, Прячутся подснежники Станет ком снеговиком. Под сугробы снежные Малыши в снежки играют, А Снегурочка с мешком Кто-то строит снежный дом. Посыпает всех снежком.
Узнай слово по описанию» Эту игру лучше проводить с использованием картинок. Взрослый описывает предмет, а ребенок должен догадаться о каком предмете идет речь и показать и назвать картинку. - Это птица, она прилетает зимой, она черная, а грудка красная, любит есть семена, ягоды рябины. - Девочка в красивой шубке и шапочке, любит веселить ребят и приходит к ним зимой с Дедом морозом. - Дети лепят его из снега, он круглый, крепки, холодный, им можно кидаться, строить из них крепости. - Падает с неба, белая, искристая, лучистая. - Тело его состоит из трех комков: большого, поменьше и маленького, вместо носа морковка, на голове ведро.
«Объясни слово» Цель: учить детей понимать и объяснять сложные слова. Взрослый называет слова и объясняет ребенку из каких слов оно образовано. Затем предлагает ребенку сложить из двух слов одно и объяснить значение этого слова.
Снегопад (снег и падать) - снег падает с высоты. Снегоочиститель (снег и чистить) - снег очищает с чего-либо. Снегокат (снег и катить) - по снегу катит. Белоснежный (белый и снег)
Шестакова Оксана Ивановна, Учитель – логопед, 1 квалификационная категория МДОУ «Ергачинский детский сад» Пермский край, Кунгурский район, п. Ергач
|