Программное содержание:
1. Познакомить детей с органами чувств человека. 2. Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие. 3.Развивать речь при ответах на вопросы. 4. Совершенствовать умение решать проблемные ситуации, творческое мышление, память. 5. Воспитывать желание заботится о своём здоровье.
Материал:
Демонстрационный: картинки с изображением органов чувств, ёмкости с веществами различного запаха, продукты питания различного вкуса (лимон, сахар, чеснок, солёный огурец), карточки с предметами по уходу за ушами, фотоаппарат, мешочек с набором предметов из разных материалов. Раздаточный: карточки с изображением органов чувств для игры «Обведи».
Предварительная работа:
Беседа «Знакомимся со своим телом», игра « Дорисуй картинку», чтение стихотворения В. О. Свиридова « Для чего нужны глаза?», отгадывание загадок на данную тему.
-Ребята, сегодня я хочу вам рассказать об органах чувств. Их всего пять - это уши, глаза, нос, язык, кожа. (Педагог показывает картинки}. Отгадайте, о чём идёт речь? Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей. (Нос) -Нос - это орган чувств. Свойства человеческого носа ощущать запахи называется обонянием. Зачем человеку обоняние и как оно помогает нам в жизни? (С его помощью различают запахи). -Проведём эксперимент, проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках. (Дети определяют по запаху содержимое баночек.) -Молодцы! Какие запахи бывают? (Сильные, слабые, приятные, резкие}. Может ли запах предупредить человека об опасности? (Может. Испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите). Чтобы нос различал запаха необходимо делать упражнение: Глубоко вдохнем мы воздух Ртом мы выдохнем его Раз – вдох, два – выдох, Раз – вдох, два – выдох, Крылья носа мы погладим Сверху, снизу разотрем И еще разок вдохнем.
-А о чём пойдёт речь сейчас? Всегда во рту, а не проглотишь? (Язык) -Правильно. Все живые организмы питаются, поэтому всем необходимо различать вкусное и невкусное, полезное и вредное. С помощью языка мы различаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (Горький, сладкий, кислый, солёный}. -Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты). -Давайте поиграем. Определите на вкус, что за пищу вы пробуйте? (Дети . определяют продукты и их вкус).
А теперь проведем упражнение для языка Ротик шире открывай Язычок вперед давай Влево – вправо, тик да так Время точно на часах Шире рот мы открываем Язык вправо направляем Еще шире открываем Язык влево направляем Влево – вправо, влево – вправо Язычок и так и сяк Это часики висят -Отгадайте ещё одну загадку Два Егорки живут возле горки. Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза) -Глаза.- это один из ценнейших органов чувств человека, и эта способность называется зрением. Зачем человеку глаза? (Чтобы видеть красоту окружающего мира). Правильно ребята, благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире. Хотите узнать, как устроены наши глаза? Посмотрите, что это? (Показывает фотоаппарат). Я сейчас нажму на кнопку затвора. Что вы заметили? (Открылось отверстие). Через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на плёнку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Так же устроен наш глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите? (Маленький цветной кружок, чёрную точку посередине). Этот кружок называется радужная оболочка. У одних он коричневый, у других — зелёный, у кого-то — голубой. А чёрная точка посередине — это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза и мы видим то, на что смотрим. Как вы думайте, для чего нужны ресницы, брови, веки? (Они оберегают глаза от пыли, ветра). Давайте подумаем что нельзя делать, чтобы не навредить глазам? (беречь от острых предметов).- Нельзя тереть глаза грязными руками, нельзя близко и долго смотреть телевизор, беречь от попадания опасных жидкостей), Что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми? (Есть продукты с витаминами, делать упражнения для глаз> гулять на свежем воздухе)
Чтобы глазки не устали сделаем гимнастику для глаз Быстро, быстро поморгайте и закройте глаза Закройте правый глаз, левый. Откройте правый глаз, левый Закройте оба глаза, откройте глаза Моргните левым глазом Моргните правым глазом Крепко, крепко прищурьте глаза Откройте глаза.
-А теперь отгадайте следующую загадку. У зверушки на макушке, А у нас - ниже глаз. (Уши). -Правильно, это уши. Что было бы, если бы мы не могли слышать? (Мы бы не понимали друг друга, не слышали бы пение птиц, журчание ручейка и т. д.). Чтобы уши не болели, а слух был хорошим нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие? ( Не ковырять в ушах, защищать их от сильного ветра, не слушать громкую музыку, сильно не сморкаться и т. д.) Посмотрите на картинки и определите, что можно использовать для ухода за ушами? (называют, рассматривают предметы)
Зарядка для ушей Мы ладошки разотрем Смело ушки мы возьмем Сверху вниз мы их пощиплем Пальчиками разомнем Снизу вверх опять пройдем -Но это ещё не все органы чувств. Существует ещё осязание - это свойство кожи человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Поэтому когда мы ласкаем кошку, нам приятно её гладить и ощущать тепло кожи руки. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов {Проводиться игра « Волшебный мешочек»). -Кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.) Что полезно? ( Вода, мыло, мочалка, крем). Чтобы наши руки не уставали, а пальцы не потеряли чувствительность, сделаем зарядку для пальцев «Засолка» Мы капусту рубим Мы морковку трем Мы капусту солим Мы капусту жмем
-У вас на столе лежат карточки с изображением органов чувств. Обведите кружочком орган слуха, овалом — зрения, квадратом — осязание, прямоугольником — обоняние и треугольником - вкус. -Сегодня на занятии мы узнали очень много интересного об органах чувств. Мы должны беречь их и ухаживать за ними. Послушайте стихотворение С. Я. Маршака: Одна дана нам голова, А глаза два и уха два, И два виска, и две щеки, И две руки, и две ноги, Зато один и нос, и рот, Ах, будь у нас, наоборот, Одна нога, одна рука, Зато два рта, два языка, Мы только бы и знали, Что ели и болтали.
Мельниченко Елена Владимировна музыкальный руководитель и воспитатель 1 квалификационной категории, образование высшее, стаж работы 15 лет Место работы: МДОУ - детский сад № 7 г.Балаково Саратовской области
|