Цель: o закрепить знания детей о домашних животных; o уяснить содержание понятия «деревня»; o развить воображение, пластику, чувство ритма, звукоподражательные навыки, o уметь согласовывать движения со словами; o формировать желание участвовать в совместных играх. Воспитатель начинает беседу: - Дети, скажите мне, кто из вас был в деревне? Что это такое? Кто там живет? Что вы видели в деревне? Что вы там делали? Что больше всего понравилось?
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие в де¬ревню. Хотите? Тогда садитесь на паровоз из Ромашково. Я - паровоз, а вы - вагончики. Даю гудок, (воспитатель воспроизводит звуковой сигнал голосом): У-у-у. Трогаемся с места - Чух-чух-чух. Едем и поем песенку (воспитатель и дети ходят, имитируя движение паровоза с изменением на-правления и ритма):
Поле большое, зеленый лужок, Сколько на свете путей и дорог. Хорошо нам светит солнышко в пути. Пожелай нам, ветер, доброго пути. Доброго, доброго, доброго пути. Самого доброго, доброго пути.
- Подъезжаем к лугу. Поезд останавливается - ш-ш-ш. (Звуковые подражания дети должны проговаривать вместе с воспитателем.) - Угадайте, кто пасется на лугу? (воспитатель поет вме¬сте с детьми):
Кто пасется на лугу? На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко... Кони? Нет, не кони. На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко... Козы? Нет, не козы. На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко... Коровы? Правильно, коровы! Пейте, дети, молоко! Будете здоровы. - Представьте, что все мы - стадо коров, которое па¬сется на лугу. В стаде есть мамы-коровы, телята - их детки и папа-бык. Как мама-корова зовет теленка (имитация мы¬чания)? А как ей отвечает телёнок? А теперь им отвечает папа-бык (имитация мычания). - Кто еще пасется на лугу? Догадайтесь. Кто так кри¬чит? (Воспроизведения конского ржания.) Приготовили сво¬их лошадок. Поскакали (воспроизведение цокота копыт). Те¬перь позовите друг друга - иго-го, иго-го. Едем по кругу и поем песенку:
У меня есть конь, Это конь-огонь, Но-но-но-но, это конь-огонь. Я скачу на нем, на коне своем, Но-но-но-но, на коне своем.
- Послушайте, как конь рассказывает о себе, а вы вме¬сте со мной делайте движения и договаривайте слова:
Цок-цок-цок – стучу копытом (ритмичное движение ногой), Ш-ш-ш - как ветер я лечу (потирание ладони о ладонь), Все дороги мне открыты (постукивание ладонями по ногам), Все увидеть я хочу (кивки головой). У-у-у - гуляет ветер, (руки поднять вверх, покачать), Капли падают дождя (щелчки пальцами рук), Обжигает зноем солнце (поглаживание руки ладонью), Это лишь бодрит меня (то же). (Все движения выполняются точно по ритму стихотворения.)
- Кто еще, кроме коровы, пасется на лугу? Козы. - Ка¬кой у них голос? Давайте устроим хор маленьких козлят. Они кричат нежно, протяжно, зовут маму (звукоподра¬жание). - А теперь порезвитесь, как маленькие козлики, побо¬дайте своими рожками друг друга. Давайте поскачем, как козлята (можно использовать стихотворение Ю. Тувима):
Наша козочка скакала, Да и ноженьку сломала. Правда! Но скажу тебе по чести, Ведь нельзя сидеть на месте. Правда? Это всем давно известно – Без игры неинтересно. Трудно! Наша козочка поплачет, А поправится - заскачет. Чудно! (Для автоматизации звука «э» можно использовать дру¬гое стихотворение, в котором дети, произнося звукосочета¬ния по тексту, показывают его содержание с помощью дви¬жений.)
Идет коза, коза-дереза, За-за-за, за-за-за. Злые глаза у козы-дерезы, Зы-зы-зы, зы-зы-зы. Козлята идут вместе с козой, Зой-зой-зой, зой-зой-зой.
- Пора нам уезжать с луга. Дети, быстро садитесь в паровоз. Слушайте ритм, вместе со мной проговаривайте: тук-тук-тук, чух-чух-чух. Держитесь крепко, чтобы вагоны не рассыпались, и поезд не сошел с рельсов. Читаем вместе стихотворение:
Поезд мчится и грохочет, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Машинист во всю хлопочет, Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Поезд мчится под горой, Тук-тук-тук,тук-тук-тук. Для детей вагон второй, Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Поезд мчится вдоль полей, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Эй, цветы водой полей, Чух-чух-чух,чух-чух-чух. (Д. Хармс)
- Поезд остановился. Дети, выходите. А вот и деревен¬ский пруд. Он большой, глубокий и зарос тиной. На пруду много гусей и уток. К нам плывут утки. Позовите их - ути¬ути-ути! Как они вам отвечают? Кря-кря-кря. Покрякайте вместе с ними. Давайте вместе с нашими новыми друзьями станцуем танец маленьких утят. (Для автоматизации звука "у" можно использовать следующее стихотворение.) Устала утка на пруду Учить своих утят. Утята плавать на виду У мамы не хотят. Ужасно утка мучится: - Ну что из них получится! (В. Лунин)
- А кто это вытянул шею и кричит - га-га-га? Конеч¬но, это гуси. Давайте поиграем в игру «Волк, пастух и гуси»• Пастух. Гуси, гуси, вы откуда? Гуси: Га-га-га, мы из дома. П а с т у х. Гуси-гуси, вы куда? Гуси. На луга, на луга. П а с т у х. Есть хотите? Г у с и. Да-да-да. Пастух. Ну, идите на луга. (Гуси ходят, щиплют траву, вытягивают шеи.) П а с т ух. Гуси белые, домой. Серый волк под горой! (Гуси гогочут, бегут домой, а волк их ловит. Пойманные выходят из игры.) Воспитатель продолжает игру: - Дети, вы знаете песню про гусят? Давайте им ее споем:
Гуси-гусенята в лесочке, га-га-га, Красные надели чулочки, га-га-га, И пошли домой, чтоб напиться, га-га-га. Ключевой воды из корытца, га-га-га.
Напились водицы два братца, га-га-га. Начали в корытце купаться, га-га-га. Гуси-гусенята сердиты, га-га-га. Очень близко дно у корыта, га-га-га.
- Нам надо отправляться дальше. Мы скоро доедем до места: Вот поезд едет, колеса стучат, А в поезде этом ребята сидят. Ту-ту-ту-ту-ту-ту - гудит паровоз. Далеко, далеко ребят он повез. - Мы подъехали к птичьему двору. Сколько тут разных птиц! Первыми нас встречают курица с цыплятами. Вместе с ними мы будем петь песенку и танцевать:
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, А за ней ребятки - желтые цыплятки. Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко, Лапками гребите, зернышки ищите. Съели толстого жука, дождевого червяка, Выпили водицы целое корытце.
- А сейчас я проверю, насколько вы внимательны. Встаньте в круг. Я буду давать вам разные команды, а вы будете выполнять под них движения. Если я скажу - «пе¬тух» то вы будете хлопать крыльями, высоко поднимая руки и ноги, ходить важно, кричать «ку-ка-ре-ку». Если я скажу - «курица», вы будете хлопать руками-крыльями, опущенными вниз и легко бегать на носочках, кричать «ко¬-ко-ко». Если я скажу - «цыплята», то будете приседать, клевать зернышки, кричать «пи-пи-пи». - Вот из дома хозяина кто-то выбежал. Кто это, отга¬дайте? Хвост крючком, нос пятачком. Это свинья услыша¬ла, что мы приехали, и вышла нас встретить. Как она с нами разговаривает? (Звукоподражание.) - Агния Барто в своем стихотворении рассказала обо всех обитателях деревенского двора: Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мур-муррр! Пугаю кур. Ам-ам-ам! Кто там? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-у! Молока - кому?
- Пора нам возвращаться в детский сад. Садитесь на наш паровоз, поехали. Воспитатель заканчивает игру: - Дети, понравилось ли вам путешествие в деревню? Что понравилось больше всего? Куда бы вы хотели отпра¬виться в следующий раз?
Мельниченко Елена Владимировна музыкальный руководитель и воспитатель 1 квалификационной категории, образование высшее, стаж работы 15 лет Место работы: МДОУ - детский сад № 7 г.Балаково Саратовской области
|