Цель: познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.
1. Взрослый с помощью «волшебного яблока» спрашивает у детей, какие добрые дела они делали в детском саду, дома, на улице. Взрослый поощряет детей за желание помочь другим, прийти на помощь в трудную минуту.
2.На дне «волшебной тарелочки» взрослый и дети видят изображение лягушенка. - Дети, что случилось с лягушенком? Волшебное яблочко рассказало мне историю, которая с ним приключилась: Лягушенок прыгал по дорожке И о камешек поранил ножку. « Ой–ой–ой!» – заплакал лягушенок. Как же голосок его был тонок! Он листочек к ранке приложил И к лягушке маме поспешил.
3.Тренинг эмоций. Взрослый предлагает всем детям представить, что они лягушата. Вновь читает четверостишие. Задача детей – передать состояние лягушонка, поранившего ногу, с помощью мимики, жестов, пантомимики. ( Дети выражают боль на лице, приподнимают «пораненную» ногу, прикладывают к ней листочек, прихрамывая идут к «маме» (взрослому).
Беседа с детьми – Что чувствовал лягушенок, когда ушиб ногу? (Боль.) – А вы испытывали когда-нибудь боль? (Ответы детей.)
4.Взрослый: Боль бывает разная: есть физическая боль – больно, когда: • Падаешь; • Кто-то сильно толкнул, ударил; • Порезал стеклом руку или ногу; • Ужалила оса или пчела; • Кто-то укусил (комар, паук, злая собака); • Очень холодно; А бывает боль душевная (эмоциональная) – больно, когда • Кто-то сердито кричит; • Кто-то дразнит, обзывает; • Кто-то не хочет делиться игрушками, сладостями. Взрослый предлагает детям определить, какую боль испытал мальчик в следующей ситуации. Текст для чтения Мальчики во дворе затеяли игру в прятки. – Юрка, бежим скорее, заберёмся в тот большой ящик – там нас никто не найдёт. Юра изо всех сил побежал к ящику, но нечаянно споткнулся, упал и расшиб ногу. Он громко заплакал. Федя подбежал к Юре. – Успокойся, пожалуйста, Юра. Потерпи. Сейчас я позову твоего папу. Вот увидишь, всё будет хорошо. Из подъезда вышел Юрин папа: – Возьми себя в руки, сынок. Ты же мужчина, а мужчины должны себя держать в руках. Ну-ка, покажи, что там у тебя? Какие пустяки! Сейчас мы промоем ранку, перевяжем колено – и всё пройдёт, а пока не падай духом. Как говорят, « терпи казак, атаманом будешь! До свадьбы заживёт!»
Дети делают вывод, что мальчик ощушал физическую боль. – Кто помог Юре почувствовать себя лучше? – Какие слова утешения использовал друг Федя и папа Юры? – «Потрепи!» – «Вот увидишь, всё будет хорошо!» – «Не падай духом!» – «Возьми себя в руки, сынок!» – «Всё пройдет!» Беседа – Как вы понимаете слова отца: «Возьми себя в руки»? (Сдержать слёзы, прертерпеть боль, не плакать, когда нахлынули слёзы.) – Когда вам больно, кто вам помогает почувствовать себя лучше? (Родные, друзья, врачи) – Как можно назвать людей, которые приходят на помощь? (Добрыми, настоящими друзьями) – Как можно назвать поступки людей, которые спешат на помощь? (Благородные, добрые дела)
4. Тренинг эмоций Ой, ой, живот болит! Два медвежонка Том и Тим съели вкусные, но не мытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жулуются: Ой, ой, живот болит! Ой, ой, меня тошнит! Ой, мы яблок не хотим! Мы хвораем, Том и Тим! Выразительые движения: брови приподнять и сдвинуть, глаза прищурить, туловище согнуть, живот втянуть, руки прижать к животу. – А как вы думаете, дети, кто может помочь медвежатам ? (Айболит) Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! – Доктор Айболит дал медвежатам лекарство, чтобы не болел животик. А как мы можем утешить медвежат? (Закрепление в речи слов утешения).
5. Рисование на тему: «Медвежонок выздоровел». Взрослый предлагает детям контурное изображение медвежонка. Задача детей – показать в рисунке чувства медвежонка после того, как он выздоровел.
Одношивкина О.А. Воспитатель МДОУ № 22 Усинск
|