План-конспект НОД в старшей группе об истории и достопримечательности моего города. Рассматривание и описание картины И. Шишкина «Рожь» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно – исследовательская. Программные задачи: • Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; • Познакомить с историей названия города, воспитывать чувство гордости за своих земляков; • Обогащать и активизировать словарь; • Обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе. Планируемы результаты: • Может рассказать о своем родном городе; • Проявляет интерес к искусству при рассматривании фотографий и репродукции картины И. Шишкина «Рожь»;
• Делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о своей малой Родине. Материалы и оборудование: фотографии с видами города; репродукция картины И. Шишкина «Рожь». Методические приемы I Вводная часть 1.1.Чтение стихотворения воспитателем «Мой край» по И.Векшегоновой Здравствуйте ребята, прежде чем начать наше занятие, я хочу вам прочитать стихотворение Иды Векшегоновой, которое называется «Мой край». Внимательно послушайте. «Мой край тополиный – то пух, то снежок, Мой город любимый, крутой бережок. За садом калитка, трава – мурава. Тропинка, как нитка, приметна едва. Она через просо вилась до села И в сердце без спроса навеки вошла». Вот такое замечательное стихотворение написала Ида о своем крае. 1.2. Вводная беседа о малой Родине Ребята мы узнали о Родине, о стране, в которой живем, а есть такое понятие «малая Родина». Как вы понимаете, что такое понятие «малая Родина»? (Это место нашего рождения). Совершенно верно, «малая Родина» - это место где мы с вами родились и живем, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, край, город, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны. Страна наша – Россия. Дети, скажите, а какой наш город? (Светлый, хороший, чистый). Да, и город не был бы таким, если бы не было таких трудолюбивых людей, умных, заботливых руководителей, которые знают, что необходимо для хорошей жизни взрослым, что нужно для веселой и беззаботной жизни, вам детям. Пока вы еще дошкольники, но когда подрастете, вам предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить – значит, знать его. 1.3. Пальчиковая физкультминутка «Здравствуй» А теперь ребята разомнем наши пальчики с помощью пальчиковой гимнастики «Здравствуй». Приготовили руки, слушаем и повторяем. «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - Я вас всех приветствую (Пальцами правой руки по очереди «здороваемся» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками)». Молодцы ребята! II Основная часть 2.1. Сообщение цели Дети, сегодня мы с вами будем составлять описательный рассказ по картине Ивана Ивановича Шишкина «Рожь». 2.2. Беседа о творчестве И.И. Шишкина с внесением портрета Дети, обратите внимание на доску, на ней портрет И.И. Шишкина. Это великий русский художник пейзажист, живописец. Он родился 13.01.1832, он рос очень одаренным мальчиком. Иван Иванович любил природу, она была близка к его сердцу. Он мечтал проникнуться в глубинные тайны русской природы. У него есть картины «Зима», «Утро в сосновом бору», «Рожь». 2.3. Внесение картины Поподробнее мы познакомимся с репродукцией картины И.И. Шишкина «Рожь». Обратите внимание на эту великолепную картину. 2.4. Молчаливое созерцание А давайте молча прогуляемся по красивому полю и поделимся с самими сбой впечатлениями. 2.5. Рассматривание картины Какая же все - таки замечательная эта картина А) Вопросы к детям • Что нарисовал художник? (Поле с рожью). • А какое время изображено на картине? (Осень). Б) Словарная работа Дети, картина Шишкина выполнена в технике пейзаж. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко (ПЕЙЗАЖ), хорошо, а теперь Олег (Пейзаж). Молодец! 2.6. Рассказ воспитателя о картине «Рожь» А теперь я вам немного расскажу об этой красивой картине, а вы внимательно послушайте: «На картине открывается золотое поле со спелой рожью. Стоит безветренная погода, а по небу скользят легкие воздушные облака. Колосья уже готовы к сбору урожая. На богатом ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны. Мохнатая ветвь старой сосны очень низко нависает над рожью. Картина наполнена высоким чувством любви к родному краю и его природе». Вот какой описательный рассказ получился по картине Шишкина Ивана Ивановича «Рожь». 2.7. Составление воспитателем плана – рассказа • Что изображено на картине? (Золотая спелая рожь). • Какая погода стоит в поле? (Безветренная, солнечная погода). • Что стоит у извилистой дороги? (Могучие сосны). • Чем наполнена картина? (Чувством любви к родному краю). 2.8. Составление детьми рассказа Ребята, я вам описала картину, а теперь вы попробуете самостоятельно описать картину. Я выберу того кто себя вел очень хорошо. 2.9. Индивидуальная работа Я вам буду помогать, если вы что-то забудете. 2.10. Процессуальная оценка воспитателем Спасибо Катя за рассказ, твой рассказ получился полным, последовательным, не было пауз. Спасибо тебе большое, садись на свое место. III Заключительная часть 3.1. Физкультминутка «Тучки дождевые» А теперь давайте встанем и задвинем стулья, а я проведу с вами физкультминутку про тучки дождевые. Повторяем за мной. «Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши). Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте). И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт (Наклоняемся вперед). А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт!» (Хлопаем в ладоши). Молодцы, а теперь присаживаемся на свои места. 3.2. Проведение дидактического упражнения «Что где растет?» Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Что где растет?», вам необходимо разложить по разным тематическим кружкам свои культуры: злаковые, овощные, лесные. 3.3. Рефлексия • Дети, о чем мы сегодня беседовали? (О родном крае и о «малой Родине»). • А какую картину описывали? (Картинку Ивана Ивановича Шишкина, которая называется «Рожь»). • В каком жанре написана картина? (В жанре пейзаж). Молодцы, вы сегодня замечательно поработали, спасибо за занятие!
|