И снова об игрушке……. У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, а следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Это, с одной стороны; с другой стороны, игрушка - тот товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Чтобы сориентировать взрослых в необъятной стихии рынка игрушек, я предлагаю посмотреть предложенный материал. И начать наше путешествие предлагаю с небольшой экскурсии в историю игрушки.
История возникновения игрушек История возникновения игрушек уходит своими корнями в глубину веков и продолжается на протяжении всех исторических эпох человечества. Игрушка в основном связана с игрой – ведущей деятельностью, во время которой у ребенка формируются многие важные характеристики – ум, фантазия, физические качества и коммуникабельность. Кто из нас в детстве не мастерил, например, человечков из цветов, растений или проволоки, после разыгрывая сценки и сюжеты, вместе с друзьями или самостоятельно? Игрушки, в основном куклы, часто использовались и в театральных постановках, чему свидетельствует возникновение кукольных театров. Государства и общества древности оставили о себе немало бесценных сокровищ материальной и духовной культуры их строя. Важное место среди них занимает, в том числе, игрушка. Самой первой игрушкой ребенка, как в те времена, так и сейчас, была погремушка. Погремушки дарили новорожденным в Древней Греции, Риме и других странах. Постукивая погремушками, матери пели колыбельные песни своим детям. Имели эти игрушки и другое значение. В те времена считалось, что трещотки и погремушки отгоняют от беспомощного ребенка злых духов. Существовало несколько видов погремушек: трещотки, систры и кретала. Трещотки обычно состояли из небольшого диска на рукоятке с прикрепленными к нему бубенцами. Систры делались из двух поперечных стержней, на каждом их которых находилось по три металлических пластинки. При движении стержней эта погремушка издавала звук. Кретала состояли из двух металлических пластинок, соединенных друг с другом на одном конце. Игрушки делали в форме разных животных, людей или неодушевленных предметов. Они могли служить для игр или использоваться в качестве талисманов. К последним можно отнести русскую традиционную куклу-зерновушку, которую дарили на праздники, связанные с урожаем. Игрушки могли так же и совмещать в себе обе эти функции. К ним можно отнести японские шары темари, которые делались и как игрушки для детей, и как талисманы на удачу, а позднее – как украшение интерьера. Самые первые фигурки животных вырезали из кости, а позднее изготавливали из дерева, глины или металла. Игрушки шили из тканей или плели из волокна, изготавливали из любых подходящих подручных материалов. Игрушки с подвижными частями тела также мастерили еще с самых давних времен. Примером тому служат игрушки Древнего Египта, которые существовали еще три тысячи лет до нашей эры. Игрушки разных животных, например, крокодила, приводились в движение с помощью простого веревочного или проволочного механизма. Виды игрушек и их функциональное назначение Пожалуй, ни в какие времена не было такого разнообразия игрушек, как сейчас. Они сопутствуют ребенку в самых различных играх, и появилась необходимость их классифицировать, это поможет разумно и своевременно использовать соответствующие игрушки в занятиях с детьми, в их самостоятельных играх. Спутниками детства многих поколений являлись игрушки-самоделки. Самоделки делали взрослые и дети, когда не было еще игрушечного производства, самоделки делают и сейчас в семьях и детских учреждениях. Наиболее распространены сюжетно-образные игрушки. Они являются образом и подобием человека, животных, предметов обихода, транспорта и часто определяют сюжет игры. Кукле принадлежит основная роль - она изображает ребенка и персонажей из сказок (Красная шапочка, Буратино), представителей различных национальностей и отражает профессии взрослых людей (повар, медсестра, шофер). Одна и та же кукла может быть одета по-разному, и, играя, дети создают различные сюжеты. Для маленьких детей очень важен цвет кукольного платья, а не фасон его. Ребенок не требует еще украшательства в одежде, но она должна удобно сниматься и надеваться. В одежде куклы важна и фактура материала: мягкая или жесткая, пушистая или гладкая. Ребенка очень радует кукла с набором одежды. Мечта девочек многих поколений - красивая и удобная коляска для их «дочек» - теперь осуществилась. Кукла с соской, кукла с погремушкой, «голыш» с моющимися и расчесывающимися волосами, красивая столовая и чайная посуда, мебель в современном стиле, кукольные качели, различный транспорт - все это озвученное, заводное - не только приносит радость, но и обучает ребенка. К сюжетно-образным игрушкам относятся и меховые, плюшевые мягкие зверюшки: мишка, зайцы, кошки, собаки, козлики. Кот в сапогах, Чебурашка, крокодил Гена и т. д. Эти же игрушки могут быть пластмассовыми, деревянными, различных размеров. Сюжетная игрушка может быть в комплекте: «Зоопарк», «Репка», «Три медведя» - тогда в игре оживает сказка. Все больше входит в жизнь детей техническая игрушка. Это - игрушки, приводящиеся в движение с помощью пружины, электричества, инерционного двигателя; игрушки с дистанционным управлением. К технической игрушке относятся: средства передвижения по земле, воде, в воздухе и космосе; техника, используемая в труде, - тракторы, комбайны, шагающие экскаваторы, подъемные краны; средства связи и информации - телефоны, радио, телевизоры, а также часы, фотоаппараты, киноаппараты, фильмоскопы, швейные и стиральные машины и т. д.; заводные куклы и зверюшки. Широко распространены игрушки типа конструкторов, различные технические наборы. Техническая игрушка должна быть грамотно выполнена без подделки материала, механизм должен быть открыт (чтобы ребенок не ломал игрушку), она должна расширять технический кругозор, интересы детей к строительству и технике. К игрушкам-забавам относятся смешные фигурки животных, человечков с неожиданным звучанием, движением. Это прыгающий зайчик, кувыркающийся на лесенке паяц, крякающая утка, клюющие куры, птица с вертящимся хвостом, качающийся на ножках бычок и т. д. Для осуществления задач физического воспитания необходимы спортивно-моторые игрушки. Они способствуют развитию двигательной активности, ориентировки в пространстве. Эти игрушки делятся на несколько групп: — первая группа - игрушки, развивающие тонкие движения мелких мышц кисти руки и пальцев, глазомер, сообразительность. Это - бирюльки, блошки, мозаика, волчки; — вторая группа - игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы, ловкости, координации движений руки и корпуса - бильбоке, серсо, обручи, мячи, пропеллеры, кольцебросы, кегли; — третья группа - игрушки, содействующие развитию бега, прыжков, укрепляющие мышцы ног и туловища. Это - каталки с веревочкой и с палочкой (для детей раннего возраста), обручи, кони, скакалки, кони-палочки, коньки, ролики, велосипеды, педальные автомобили; — четвертая группа - игрушки для групповых игр, в которых дети соревнуются в точности, быстроте, ловкости движений. Они содействуют развитию взаимоотношений в коллективе, синхронности движений. Это - настольные крокеты, настольный теннис, баскетбол. Моторные игрушки должны давать нормированную нагрузку на организм ребенка. Для эстетического воспитания, развития музыкального слуха ребенка большое значение имеют музыкальные и озвученные игрушки. Это - различные погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, цимбалы, металлофоны, музыкальные каталки, волчки, губные гармошки, миниатюрные музыкальные инструменты (с упрощенным, но правильным звучанием), барабан и др. Свистульки, трубы, рожки исключать не следует (при их использовании необходимо соблюдать определенные гигиенические правила). К театральной игрушке относятся персонажи кукольного, теневого театра, различные наборы для творческих инсценированных игр. Они очень занимательны для детей, подводят не только к театральному зрелищу, но и к собственной театральной игре, обогащают детское художественное восприятие. Театральная игрушка может использоваться не только в театральных постановках, но и в ряде занятий: например, Петрушка «рассказывает» детям, как нужно себя вести на улице, или он же «приносит» детям подарки. Для разностороннего развития ребенка необходимы и дидактические (обучающие) игрушки. В своей основе это народные игрушки — разноцветные шары, пирамидки, матрешки, бочонки, грибы, мелкие вкладыши, а также разнообразные мозаика, палочки для конструирования, пластинки. Особый вид составляют настольные и печатные игры: лото, парные картинки, кубики. Настольные игры не должны вызывать азарт. Они должны развивать в ребенке сообразительность, учить преодолению препятствий в момент здорового соревнования. Строительные материалы являются обязательной составной частью ассортимента игрушек и пособий для игр. Они развивают внимание, способность конструировать, двигательную активность. Все конструктивно-строительные наборы состоят из кубов, призм, конусов, цилиндров, используются и дополнительные формы - арки, доски, перекладины, круги. Строительный материал может быть крупным (ребро куба до 12 см) и мелким (для игры на столе). В игре с крупным материалом дети меньше устают, так как движения их более разнообразны, чем при сидении за столом (где действуют в основном руки). С организацией праздников связаны маскарадные, елочные игрушки. Они не только радуют ребенка, но и развивают его. Старшие дошкольники сами принимают посильное участие в изготовлении этих игрушек, с большой осторожностью обращаются с хрупкими изделиями. Маскарадные игрушки являются лишь составной частью маскарадного костюма, это различные шапочки, хвост, ушки, клюв. Этого достаточно, чтобы малыши вошли в сказочный образ, не боялись его. Военная игрушка. Безусловно, вид малыша, «стреляющего» из игрушечного автомата в окружающих его людей, производит неприятное впечатление. Но ведь оружие является не только средством нападения, но и средством защиты, сторожевой службы. Дошкольники любят играть в «пограничников», ведут освободительные «сражения». Поэтому здесь следует рассматривать два разных вопроса: о военных игрушках и характере их использования. Ребенку следует объяснять, что даже игрушечное оружие нельзя использовать для обиды и разрушения, что нужно заслужить право носить «личное оружие». Военная игрушка предназначена для военных игр, в которых маленькие обычно не участвуют. Малышам нравится «стрелять», чтобы привлечь внимание окружающих к новой игрушке, их забавляет мигающий огонек в автомате, но они не понимают назначения оружия. Поэтому военные игрушки не рекомендуется давать в раннем возрасте. Современная игрушка должна отвечать требованиям педагогики, эстетики, техники и психологии, фантазии и эксперимента и, главное, отражать большую любовь к детям. Психолого-педагогические исследования подводят нас к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям. Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует, во всяком случае, избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества. Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 игрушек. Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения. Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. Как вам теперь известно, игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка. Ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им, малыш усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество социально адаптированным к нему человеком.
|