Программное содержание:
Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении. Дать знания о свойствах бумаги, делать опыты с детьми с бумагой. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес. Развивать творчество, навыки конструирования.
Предварительная работа:
Знакомство с бумагой, рассматривание предметов из бумаги, делать опыты с бумагой. Рисование на бумаге карандашами, красками, фломастерами, конструирование из бумаги. Письмо на дощечках из глины. Знакомство со словами папирус, береста, пергамент, глина, рассказать о рецепте бумаги.
Использовать загадки, стихотворение С. Михалкова “Лист бумаги”, пословицы, песню о бумажном кораблике, танец с бумажными поделками.
“История бумаги” (Путешествие в прошлое)
Вход детей с бумажными изделиями.
Танец “Бумажная страна” (муз. “Маленькая страна”)
(положили игрушки на стол и сели)
Воспитатель: Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
“Я белая, как снег, дружу с карандашом, Где он пройдет, там заметку кладет”
Ребята: Бумага!
Воспитатель: Правильно. Люди очень любят бумагу, даже сочинили о ней стихотворение. С. Михалков “Лист бумаги”
1 ребенок:
Простой бумаги свежий лист! Ты бел, как мел. Не смят и чист, Твоей поверхности пока Ничья не тронута рука.
2 ребенок:
Чем станешь ты? Когда, какой Исписан будешь ты рукой?
3 ребенок:
Однажды карандаш цветной Пройдется по всему листу, Его, заполнив пустоту.
4 ребенок:
И синим, будет пароход, И черным будет в небе дым, И солнце будет золотым.
Воспитатель:
Давайте на нашей бумаге Нарисуем рисунок по стихотворению
Звучит музыка
(под музыку заходит Буратино) (муз. Буратино)
Буратино: (плачет)
Воспитатель: Ты что Буратино плачет?
Буратино: Я спокойно шел в школу, меня какой-то мальчик толкнул прямо в грязь, я упал и испачкал свою курточку и испортил книгу, которую мне купил папа Карло!
Ребята, помогите мне их постирать.
1 ребенок: Буратино, ты что, тебе нельзя стирать курточку и книгу.
2 ребенок: Они сделаны из бумаги.
3 ребенок: Если постирать, курточка и книга испортится
4 ребенок: Они намокнут, помнутся и порвутся.
Буратино: Что такое бумага? Какая она?
Игра “Покажи и назови бумагу”
Дети: Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.
Воспитатель: Бумага вообще-то, она непрочная. Давайте вспомним свойства бумаги.
Опыты:
Дети: Мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, горит...
Воспитатель: Бумага-материал универсальный. Из нее делают не только книгу и твою курточку, Буратино.
Дети: Газеты, журналы, тетради, книги, открытки, коробки, мешки, веревки, игрушки, одежду, белье, посуду... Ее используют в строительстве и обувной промышленности.
Воспитатель: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.
Буратино: Когда и как появился материал под названием – бумага. И из чего его делают?
Воспитатель: Интересный вопрос ты задал Буратино. Не побывав там, где придумали бумагу, ты не поймешь, как она к нам пришла. Я придумала! Тебе и нашим ребятам будет очень интересно попасть в прошлое и увидеть все своими глазами.
Буратино: В прошлое можно попасть только в сказках.
Воспитатель: Действительно, в сказках. Сказка нам и поможет. В прошлое мы полетим на ковре-самолете, который мне подарил знакомый Джин. (Садится на.ковер)
Воспитатель: Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В течении многих лет наши предки искали материал для письма. Сейчас мы приземлимся в Египте.
(Появляется Египтяночка под музыку)
Танцует.
Египтяночка: Здравствуйте, дети! Я знаю, зачем вы пришли в прошлое. Идемте! Раньше в Греции писали на сырых глиняных плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой, (дает дощечки) Напишите на таких дощечках свое имя, мне на память.
(Дети пишут свое имя на плитах)
Затем на берегах Нила-реки, мы нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезаем на тонкие полоски и укладываем их друг на друга, смазываем клеем, проглаживаем деревянной гладилкой, сушим на солнце и свертываем в трубку. Длина такой книги 100 шагов.
(Показывает папирус)
В Пергами придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Из чего его делали?
(Показывает картину телят и овец)
Дети: Из шкур телят и овец.
Египтяночка: Стоил пергамент дороже папируса, т.к. приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома. На что она была похожа?
Дети: Книга напоминала сундук.
Воспитатель: Спасибо вам большое за интересный рассказ, до свидания. Летим дальше.
(Дети садятся на ковер)
Воспитатель: Наши русские предки в то время писали на бересте. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги. Как вы думаете, чем писали?
Дети: Процарапывали костяным или железным писалом.
Воспитатель: Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем очень было просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу нам необходимо отправиться на бумажную фабрику в Китай.
(Под музыку выходит китаец)
Китаец: Здравствуйте! На бумажную фабрику привозят бревна. А вы знаете, какие деревья используются для бумаги?
Дети: Сосна, ель, пихта, сейчас береза, осина.
Китаец: (картинки) На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков.
Дети: Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют.
Китаец: Правильно! Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.
Что добавляют, чтобы бумага была белой, гладкой, плотной?
Дети: Серу, соду, известь, каолин, тальк, а чтобы была цветной – красители.
Китаец: Из чего состоит бумага?
Дети: Из мелких растительных волокон, которые связаны между собой.
Китаец: Давайте сейчас возьмем и порвем лист бумаги.
Если порвать бумагу вдоль волокон, то лист рвется ровно, а теперь поперек волокон – рвется не ровно.
(Дети делают опыт)
Воспитатель: Спасибо! Но нам пора возвращаться в детский сад. До свидания! Сели на ковер самолет, полетели в свое время.
Буратино: Смотрите, там внизу корабль потерпел крушение.
Воспитатель: Давайте мы им поможем. Сделаем из бумаги лодочку и им бросим, тогда капитан и его команда спасутся
(Дети делают лодочку)
Песня “Бумажные кораблики”
Воспитатель: Вот и прилетели в детский сад, садитесь на стульчики. Спасибо тебе Буратино, что ты пришел к нам. Вот тебе новая курточка и новая книга. Учись хорошо.
Буратино: Спасибо ребята! До свидания!
Воспитатель: Ну, а мы ребята подарим нашим гостям поделки, которые принесли. Они сделаны из бумаги.
|