Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактические игры на развитие мыслительных операций у дошкольников
Занятия с детьми
Автор: Л.Л. Махина   
04.08.2014 00:42

Дидактические игры на развитие мыслительных  операций у дошкольников

Проблема интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста актуализируется в связи с необходимостью подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. В качестве предпосылок успешного обучения в школе необходимо иметь высокий уровень развития логического мышления, а  обучение дошкольников классификации может осуществляться только в смысло-значимой для них деятельности – игровой, то есть учебная задача должна быть заключена в форме игры и порождаться самой игрой.
Дидактические игры могут выступать эффективным средством интеллектуального развития детей.  Но в  методической литературе слабо представлена дифференциация дидактических игр в связи с развитием мыслительных операций.  Изучив теоретические основы развития элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте, рассмотрев развивающие возможности дидактических игр и особенности их организации работы с дошкольниками, я разработала комплекс дидактических игр, построенных в логике становления мыслительных операций дошкольника. Игры были объединены в картотеку, которая нашла широкое применение в работе воспитателей дошкольного учреждения.
Картотека игр состоит из четырех разделов:
1.    Игры и упражнения на выделение признаков предметов. Это игры «Узнай птицу по описанию», «Найди дерево», «Отгадай-ка», «Загадай, мы отгадаем», «Кто подойдет, пусть возьмет». Приведу пример игры «Загадай, мы отгадаем». Целью этой игры является уточнение знаний детей о растениях сада и огорода, называть их признаки, описывать и находить их по описанию.    

          
2.     Игры на выделение общих признаков (сравнение). Для этого использовались игры: «Похож - не похож», «Четвертый лишний», «Исследователь», «Чем похожи и чем отличаются». Приведу  пример игры «Исследователь». Воспитатель и дети – исследователи. Я подобрала различные предметы для изучения. Каждый по очереди называли в нем какие-либо признаки, свойства, особенности в сравнении с другими предметами. Также дети называли его основные признаки. В качестве усложнения детям давалось сравнивать группы предметов.
3.    Игры на выделение существенных признаков (основания классификации): «Кто назовет больше предметов», «Что кому нужно», «Вершки – корешки», «Природа и человек», «Летает – не летает». Приведу пример игры «Природа и человек». Перед началом игры проводиться беседа с детьми, в процессе которой уточняются их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе и человек ими пользуется. В качестве ведущего может быть воспитатель или ребенок. Ведущий бросает мяч и задает вопрос: «Что сделано человеком?» или «Что создано природой?». В начале игры дети часто допускали ошибки при группировке по этому принципу, но при последующей работе ответы детей становились правильными.
4.    Игры на объединение существенных признаков  в класс и называние словом: «Магазин цветов», «Собери урожай», «Назови три предмета», «Охотник», «Птицы (звери, рыбы)», «Путешествие», «Не ошибись». Приведу пример игры “Не ошибись”. Для нее подбираются различные картинки. В группе должно быть столько картинок, сколько детей принимают участие в игре. Каждый ребенок получает по одной карточке из каждой группы. Предположим, в игру включены картинки с нарисованными на них насекомыми, одеждой, мебелью, игрушками, овощами и посудой. Следовательно, у каждого из играющих должно быть по 6 карточек. Один из детей открывает любую карточку, и каждый ребенок по очереди выкладывает ту картинку, которая подходит к первой. (Например, образуется группа «Одежда»). После того, как положена последняя картинка данной группы, следующий ребенок дает ей обобщающее название. Далее образуется следующая группа картинок.
При работе с родителями использование этих игр дает возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. В результате совместной работы с родителями дети лучше  выделяли признаки предметов, без большого труда находили общие и существенные, без ошибок определяли основание классификации и подбирали для обозначения класса обобщающие слова.
Махина Л.Л.
Воспитатель МБДОУ МО г.Краснодар
«Центр – детский сад № 23»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год