Проблема интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста актуализируется в связи с необходимостью подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. В качестве предпосылок успешного обучения в школе необходимо иметь высокий уровень развития логического мышления, а обучение дошкольников классификации может осуществляться только в смысло-значимой для них деятельности – игровой, то есть учебная задача должна быть заключена в форме игры и порождаться самой игрой. Дидактические игры могут выступать эффективным средством интеллектуального развития детей. Но в методической литературе слабо представлена дифференциация дидактических игр в связи с развитием мыслительных операций. Изучив теоретические основы развития элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте, рассмотрев развивающие возможности дидактических игр и особенности их организации работы с дошкольниками, я разработала комплекс дидактических игр, построенных в логике становления мыслительных операций дошкольника. Игры были объединены в картотеку, которая нашла широкое применение в работе воспитателей дошкольного учреждения. Картотека игр состоит из четырех разделов: 1. Игры и упражнения на выделение признаков предметов. Это игры «Узнай птицу по описанию», «Найди дерево», «Отгадай-ка», «Загадай, мы отгадаем», «Кто подойдет, пусть возьмет». Приведу пример игры «Загадай, мы отгадаем». Целью этой игры является уточнение знаний детей о растениях сада и огорода, называть их признаки, описывать и находить их по описанию.
2. Игры на выделение общих признаков (сравнение). Для этого использовались игры: «Похож - не похож», «Четвертый лишний», «Исследователь», «Чем похожи и чем отличаются». Приведу пример игры «Исследователь». Воспитатель и дети – исследователи. Я подобрала различные предметы для изучения. Каждый по очереди называли в нем какие-либо признаки, свойства, особенности в сравнении с другими предметами. Также дети называли его основные признаки. В качестве усложнения детям давалось сравнивать группы предметов. 3. Игры на выделение существенных признаков (основания классификации): «Кто назовет больше предметов», «Что кому нужно», «Вершки – корешки», «Природа и человек», «Летает – не летает». Приведу пример игры «Природа и человек». Перед началом игры проводиться беседа с детьми, в процессе которой уточняются их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе и человек ими пользуется. В качестве ведущего может быть воспитатель или ребенок. Ведущий бросает мяч и задает вопрос: «Что сделано человеком?» или «Что создано природой?». В начале игры дети часто допускали ошибки при группировке по этому принципу, но при последующей работе ответы детей становились правильными. 4. Игры на объединение существенных признаков в класс и называние словом: «Магазин цветов», «Собери урожай», «Назови три предмета», «Охотник», «Птицы (звери, рыбы)», «Путешествие», «Не ошибись». Приведу пример игры “Не ошибись”. Для нее подбираются различные картинки. В группе должно быть столько картинок, сколько детей принимают участие в игре. Каждый ребенок получает по одной карточке из каждой группы. Предположим, в игру включены картинки с нарисованными на них насекомыми, одеждой, мебелью, игрушками, овощами и посудой. Следовательно, у каждого из играющих должно быть по 6 карточек. Один из детей открывает любую карточку, и каждый ребенок по очереди выкладывает ту картинку, которая подходит к первой. (Например, образуется группа «Одежда»). После того, как положена последняя картинка данной группы, следующий ребенок дает ей обобщающее название. Далее образуется следующая группа картинок. При работе с родителями использование этих игр дает возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. В результате совместной работы с родителями дети лучше выделяли признаки предметов, без большого труда находили общие и существенные, без ошибок определяли основание классификации и подбирали для обозначения класса обобщающие слова. Махина Л.Л. Воспитатель МБДОУ МО г.Краснодар «Центр – детский сад № 23»
|