Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПОСОБИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Занятия с детьми
Автор: Карпачева Юлия Петровна   
24.12.2024 22:27

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПОСОБИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПОСОБИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Дошкольный возраст — наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях, а в старшем дошкольном возрасте обладают богатым творческим воображением. При правильном руководстве это помогает им овладеть сложным программным материалом по развитию движений. К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, в некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаимосвязь процесса обучения с основными видами движений и развития двигательных качеств и способностей детей.

 

В настоящее время проблема формирования двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста является актуальной, так как дети с данным нарушением в большинстве своем испытывают недостаток движения, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Малая физическая активность детей дошкольного возраста обусловлена тем, что на дошкольников воздействуют гаджеты, ведь в настоящее время большую часть своего времени они проводят без движения за компьютером, телефоном или планшетом. Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития.

Количество детей с общим недоразвитием речи с каждым годом возрастает. Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) недостаточно сформирована двигательная активность. Движения детей отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Для формирования двигательной активности детей в дошкольных учреждениях особое значение имеет спортивно-игровое оборудование для физического развития детей с ОНР. При использовании пособий на физкультурных занятиях повышается уровень физической подготовленности детей с ОНР, степень сформированности нравственно-волевых качеств, желание и умение заниматься самостоятельно, склонность к отдельным видам движений.

Понятие «Общее недоразвитие речи» было введено в научный оборот Р.Е. Левиной. По ее мнению, общее недоразвитие речи (ОНР) — это комплексное нарушение речевого развития, которое проявляется в отставании от нормы в различных аспектах речевой деятельности, таких как фонетика, лексика, грамматика, семантика, прагматика и коммуникативные умения [23].

ОНР может быть вызвано как внутренними, так и внешними факторами, такими как наследственность, патологии развития нервной системы, неблагоприятная экология, недостаток стимуляции в раннем детстве, неправильное воспитание и обучение и другие причины. Р.Е. Левина подчеркивала, что коррекция ОНР требует комплексного подхода, включающего в себя не только логопедическую, но и медицинскую, психологическую и социальную помощь. Ею были разработаны методики диагностики и коррекции ОНР, которые стали широко применяться в практике логопедической работы.

Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны: неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включаться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

Л.С. Волкова писала, что у детей с ОНР одновременно с общей соматической ослабленностью имеют место различные двигательные расстройства, характеризующиеся неуверенностью в выполнении дозированных движений, плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Самые большие трудности вызываются в ходе выполнения движений по словесной инструкции. Именно по этой причине целесообразно использовать диагностические методики по изучению двигательных особенностей детей с ОНР с использованием словесных инструкций.

Особое значение имеет спортивно-игровое оборудование для физического развития детей с ОНР. Все предметы, применяемые в спортзале, выполняют двойную функцию: с одной стороны, это объекты разнообразной двигательной активности детей, и в тоже время — это средство их физического развития. Спортивно-правовая предметная среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития моторики детей с ОНР, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, активности, самостоятельности и подвижности ребенка.

В настоящее время в практиках работы дошкольных учреждений используются различные физкультурные пособия. Во время использования физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Их самостоятельная двигательная активность определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования.

Изучив методические материалы, мы выделили несколько физкультурных пособий, которые можно изготовить своими руками и применять с детьми для формирования двигательной активности в старшей группе с общим недоразвитием речи.

Первое предлагаемое нами пособие это – мегарезинка. Это эластичная верёвка длинной 3 метра, соединенная в кольцо, способная растягиваться вдвое. Игры с использованием пособия развивают умение самостоятельно действовать в заданных условиях по сигналу: быстроту реакции, силу, ловкость, выносливость. Пример игры: «Собери кольца», учавствуют 4-6 человек. Дети располагаются внутри мегарезинки в центре зала спиной друг к другу. Между ними в центре стоит конус. В противоположных концах зала на расстоянии 1,5-2 метров от каждого ребёнка лежит по три кольца. Побеждает тот, кто быстрее всех наденет свои кольца на конус.

Следующее пособие, на которое нам бы хотелось обратить ваше внимание это – «Стикер-жилеты». Жилеты с клейкой мишенью спереди и сзади. Мягкие мячи-снаряды, прикрепляющиеся к жилету. Игра «Собери и прицепи», способствует развитию умения самостоятельно действовать в игровой ситуации, развивает быстроту, ловкость, совершенствует бег врассыпную. Каждый игрок надевает стикер-жилет. Воспитатель разбрасывает мячи-снаряды. Дети собирают их и прикрепляют на свои жилеты. Побеждает тот игрок, который собрал и прицепил на свой жилет наибольшее количество мячей.

Заключительным физкультурным оборудованием, о котором мы хотели рассказать, является пособие «Лентохвост». Регулируемый пояс с пятью разноцветными ленточками на липучках. Применяется в игре «Сохрани и забери», развивает умение самостоятельно действовать в игровой ситуации, выносливость, ловкость, внимание, ориентировку в пространстве. Все участники игры надевают пояса с пятью лентами. По сигналу дети бегают по залу, отнимая ленты у соперников и стараясь сохранить свои. Побеждает тот, у кого в конце игры будет больше всего лент.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в старшем дошкольном возрасте в работе с детьми с ОНР по формированию двигательной активности с использованием физкультурных пособий должна быть неотъемлемой частью непрерывной образовательной деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год