ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПОСОБИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ |
Занятия с детьми | |
Автор: Карпачева Юлия Петровна | |
24.12.2024 22:27 | |
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПОСОБИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Дошкольный возраст — наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях, а в старшем дошкольном возрасте обладают богатым творческим воображением. При правильном руководстве это помогает им овладеть сложным программным материалом по развитию движений. К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, в некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаимосвязь процесса обучения с основными видами движений и развития двигательных качеств и способностей детей.
В настоящее время проблема формирования двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста является актуальной, так как дети с данным нарушением в большинстве своем испытывают недостаток движения, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Малая физическая активность детей дошкольного возраста обусловлена тем, что на дошкольников воздействуют гаджеты, ведь в настоящее время большую часть своего времени они проводят без движения за компьютером, телефоном или планшетом. Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Количество детей с общим недоразвитием речи с каждым годом возрастает. Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) недостаточно сформирована двигательная активность. Движения детей отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Для формирования двигательной активности детей в дошкольных учреждениях особое значение имеет спортивно-игровое оборудование для физического развития детей с ОНР. При использовании пособий на физкультурных занятиях повышается уровень физической подготовленности детей с ОНР, степень сформированности нравственно-волевых качеств, желание и умение заниматься самостоятельно, склонность к отдельным видам движений. Понятие «Общее недоразвитие речи» было введено в научный оборот Р.Е. Левиной. По ее мнению, общее недоразвитие речи (ОНР) — это комплексное нарушение речевого развития, которое проявляется в отставании от нормы в различных аспектах речевой деятельности, таких как фонетика, лексика, грамматика, семантика, прагматика и коммуникативные умения [23]. ОНР может быть вызвано как внутренними, так и внешними факторами, такими как наследственность, патологии развития нервной системы, неблагоприятная экология, недостаток стимуляции в раннем детстве, неправильное воспитание и обучение и другие причины. Р.Е. Левина подчеркивала, что коррекция ОНР требует комплексного подхода, включающего в себя не только логопедическую, но и медицинскую, психологическую и социальную помощь. Ею были разработаны методики диагностики и коррекции ОНР, которые стали широко применяться в практике логопедической работы. Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны: неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включаться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий. Л.С. Волкова писала, что у детей с ОНР одновременно с общей соматической ослабленностью имеют место различные двигательные расстройства, характеризующиеся неуверенностью в выполнении дозированных движений, плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Самые большие трудности вызываются в ходе выполнения движений по словесной инструкции. Именно по этой причине целесообразно использовать диагностические методики по изучению двигательных особенностей детей с ОНР с использованием словесных инструкций. Особое значение имеет спортивно-игровое оборудование для физического развития детей с ОНР. Все предметы, применяемые в спортзале, выполняют двойную функцию: с одной стороны, это объекты разнообразной двигательной активности детей, и в тоже время — это средство их физического развития. Спортивно-правовая предметная среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития моторики детей с ОНР, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, активности, самостоятельности и подвижности ребенка. В настоящее время в практиках работы дошкольных учреждений используются различные физкультурные пособия. Во время использования физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Их самостоятельная двигательная активность определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования. Изучив методические материалы, мы выделили несколько физкультурных пособий, которые можно изготовить своими руками и применять с детьми для формирования двигательной активности в старшей группе с общим недоразвитием речи. Первое предлагаемое нами пособие это – мегарезинка. Это эластичная верёвка длинной 3 метра, соединенная в кольцо, способная растягиваться вдвое. Игры с использованием пособия развивают умение самостоятельно действовать в заданных условиях по сигналу: быстроту реакции, силу, ловкость, выносливость. Пример игры: «Собери кольца», учавствуют 4-6 человек. Дети располагаются внутри мегарезинки в центре зала спиной друг к другу. Между ними в центре стоит конус. В противоположных концах зала на расстоянии 1,5-2 метров от каждого ребёнка лежит по три кольца. Побеждает тот, кто быстрее всех наденет свои кольца на конус. Следующее пособие, на которое нам бы хотелось обратить ваше внимание это – «Стикер-жилеты». Жилеты с клейкой мишенью спереди и сзади. Мягкие мячи-снаряды, прикрепляющиеся к жилету. Игра «Собери и прицепи», способствует развитию умения самостоятельно действовать в игровой ситуации, развивает быстроту, ловкость, совершенствует бег врассыпную. Каждый игрок надевает стикер-жилет. Воспитатель разбрасывает мячи-снаряды. Дети собирают их и прикрепляют на свои жилеты. Побеждает тот игрок, который собрал и прицепил на свой жилет наибольшее количество мячей. Заключительным физкультурным оборудованием, о котором мы хотели рассказать, является пособие «Лентохвост». Регулируемый пояс с пятью разноцветными ленточками на липучках. Применяется в игре «Сохрани и забери», развивает умение самостоятельно действовать в игровой ситуации, выносливость, ловкость, внимание, ориентировку в пространстве. Все участники игры надевают пояса с пятью лентами. По сигналу дети бегают по залу, отнимая ленты у соперников и стараясь сохранить свои. Побеждает тот, у кого в конце игры будет больше всего лент. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в старшем дошкольном возрасте в работе с детьми с ОНР по формированию двигательной активности с использованием физкультурных пособий должна быть неотъемлемой частью непрерывной образовательной деятельности.
|