Развивающая дидактическая игра для детей старше-подготовительного дошкольного возраста с ЗПР «Посчитаем-поиграем». |
Занятия с детьми | |||
Автор: Дряницына Наталья Юрьевна Романова Евгения Олеговна | |||
29.10.2024 06:01 | |||
Развивающая дидактическая игра для детей старше-подготовительного дошкольного возраста с ЗПР «Посчитаем-поиграем». Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида является организованная образовательная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит взрослым. Непосредственная образовательная деятельность проводится учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание деятельности определяется программой. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории проблемных детей. Необходимо применять такие методические приёмы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Дети с ЗПР пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В тоже время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при условии любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях как учителем-дефектологом, так и воспитателями. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ОВЗ, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При разработке и отборе дидактических игр мы прежде всего преследуем коррекционные цели и учитываем особенности развития детей старше-подготовительной группы с ЗПР. Данная разработанная дидактическая игра рассчитана для развития у детей с ОВЗ навыкам счета в пределах «5» и в последствии их закрепления. Так же она развивает внимание, память, количественный счет, способность различать основные цвета: красный, зелёный, голубой; ориентироваться на листе бумаги, развивать движение кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное отношение к игре. В данную игру можно играть, как индивидуально с педагогом, там и одному или в паре. Нужно расположить домики с окошком в нужный квадрат, определенного цвета, и количеством окошек. Ребенок с ЗПР учится считать, находить зрительно место для домика, ориентироваться на листе бумаги. Игра выполнена из простых подручных материалов и не имеет много затрат, а польза её не оценима. Данную игру используем как в непосредственной образовательной деятельности, так и в вечерние время индивидуально или по заданию учителя-дефектолога. Дети, играя в неё начинают лучше считать, и делают успехи. Для работы нам понадобилось картон плотный, цветная бумага, черный маркер, клей. Расчерчиваем лист картона на равные квадраты 6 на 4. Вырезаем домики с разными цветными крышами (красный, зелёный, голубой). Рисуем окошки от одного до пяти.
|