ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВО ВРЕМЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Занятия с детьми | |||
Автор: Крамаренко Наталья Михайловна Михалева Юлия Сергеевна | |||
03.10.2024 21:35 | |||
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВО ВРЕМЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о наиболее важных задачах физического воспитания детей дошкольного возраста, которые достигаются в процессе музыкальной и физкультурной деятельности: ритмика, пение, подвижные игры и танцы, упражнения. Ключевые слова: детский сад, двигательная активность, здоровьесбережение, ритмика, психофизическое здоровье. Движение – важный критерий развития ребенка-дошкольника, для которого тактильные ощущения являются ведущими в познании всего, что окружает. Опираясь именно на свой телесный опыт, который в свою очередь занимает всё дошкольное детство, ребёнок гармонично развивается, ведь недаром детские психологи говорят, что человек думает телом. Поэтому важные психические процессы формируются у детей дошкольного возраста через практическую деятельность. Из-за стремительного темпа жизни и занятости родителей, большую часть дня проводят в стенах образовательного учреждения, где комплексно и системно ведётся планомерная работа по физическому развитию в разных направлениях. Физическое развитие представляет собой приобретение опыта в двигательной сфере деятельности. Она способствует правильному формированию опорно — двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Так, во время восприятия музыкального произведения, воспитанники проявляют реакцию движениями ног, корпуса и рук на звучащую мелодию. Например: слушая маршевую музыку, дети шагают с высоко поднятыми коленями, что развивает осанку и мышцы спины; слушая вальс –плавно качают руками из стороны в сторону, тем самым развивая пластичность и гибкость своего тела. Также практикуется во время исполнения валеологическихраспевок добавлятьдвижения по тексту. Картотеку валеологическихраспевок и самомассажа составляют методики Е. Макшанцевой, М. Картушиной, А. Евдотьевой и Е.Железновой. Традиционный союз движения и музыки активизирует работу растущего организма. Метроритмическая составляющая прослушиваемых музыкальных пьес способствует слаженной работе сердечной системы и дыхательного аппарата, благотворно влияет на нервно-психическую деятельность и циркуляцию крови, ускоряет метаболизм. Исполнение разнохарактерных песен в сочетании с элементарными движениями являются, по своей сути, отличной дыхательной гимнастикой. В исполнении тематических песен, младшие дошкольники выполняют движения в соответствии с текстом. В музыкально-ритмической деятельности дошкольники учатся выполнять следующие движения: разные виды шагов и подскоков, приседы, вращения, кружения, наклоны, покачивания. Здесь же ребята начинают учиться ориентироваться в пространстве благодаря играм-перестроениям «диагональ», «параллели», «клин», «полукруг» и т.д. Вышеперечисленные упражнения способствуют развитию координации, ловкости, вниманию и скорости движений детей. Большой интерес на музыкальных занятиях вызывают творческие задания с элементами пантомимы, где раскрываются актёрские способности детей – этюды-перевоплощения в различных животных, птиц, героев сказок и мультфильмов. Подобные упражнения вызывают сильнейший эмоциональный отклик, уникальные двигательные реакции, увеличивают интерес к движению в целом. Во время физкультурной деятельности девочки и мальчики чаще всего воссоздают следующие образы: косолапые медведи, тяжёлые слоны, прыгучие кенгуру, озорные обезьяны, ныряющие дельфины и многие другие. Таким образом, через игру ребёнок познаёт возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения и воображения, фантазирует. Танцевальное творчество наиболее любимо детьми старшего дошкольного возраста. В основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ входят простейшие танцы разных народов с характерными колоритными элементами, а также общие коммуникативные и индивидуальные сюжетные танцы, музыкальные разминки, разядки. Композиция выстраивается простая и доступная детскому восприятию, музыкальная форма обычно основывается на противопоставлении контрастных динамических частей (быстро – медленно, тихо – громко и т.д.), которая ведёт к яркой смене характера движений. Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности:
Регулярные занятия танцами и ритмикой на музыкальных и физкультурных занятиях укрепляют мышцы верхних и нижних конечностей, внутренних органов; формируют правильную осанку; развивают чувство ритма и пластичность движений, что в конечном итоге положительно влияет на состояние здоровья воспитанников. Движения и фигуры в народных танцах, представленных в программах по ритмике для детей, очень простые, несложные для запоминания. Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброе, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения. Музыкальная игра как раздел ритмики приобретает особое значение в физическом развитии детей, где последние часто проявляют творческую инициативу, создавая комбинации известных им движений: сочиняют элементарные танцевально-игровые сюжеты, добавляют к этому шумовые и речевые, мимические и пластические этюды. Подводя итог, хочется отметить, что использование двигательной активности в сочетании со здоровьесберегающими технологиями помогает детям дошкольного возраста систематизировать знания о ЗОЖ; положительно влиять на важнейшие психофизические процессы организма; создавать доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых. В оздоровительной работе с детьми каждому педагогу следует придерживаться важного врачебного принципа: «Не навреди!». Необходимо тщательно устанавливать щадящий режим звуковой нагрузки, так как эмоциональные и звуковые перегрузки могут привести к отрицательным результатам в психофизическом состоянии воспитанников, учитывать способности и состояние их здоровья, дозировать физическую нагрузку по каждому виду деятельности во избежание переутомления. Положительный эмоциональный фон всей двигательной активности детей в музыкальной и физкультурной деятельности является важным фактором оздоровления дошкольников. Таким образом, музыкально-ритмические упражнения являются эффективной психогимнастикой, средством координации состояния детей и их поведения. Для сохранения здоровья детей важно организовать необходимую педагогическую поддержку, ведьздоровый ребёнок — это счастливый ребёнок! ЛИТЕРАТУРА
|