Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности организации сюжетно – ролевой игры с детьми дошкольного возраста
Занятия с детьми
Автор: Трунина Елена Витальевна   
27.04.2024 08:26

Особенности организации сюжетно – ролевой игры с детьми дошкольного возрастаОсобенности организации сюжетно – ролевой игры с детьми дошкольного возраста

Воспитатель: Трунина Елена Витальевна Москва, 2024 г

Сюжетно – ролевая игра имеет огромное значение для воспитания и развития ребёнка, выступает как ведущая деятельность, в которой берут на себя функции взрослых, и в специально создаваемых самими игровых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Сюжетно – ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.

ФГОС дошкольного образования гласит, что «реализация дошкольного образования должна осуществляться в форме игры. Особое место в деятельности дошкольника занимает сюжетно – ролевая игра».

В структуру сюжетно – ролевой игры входят: сюжет, ролевое поведение, роль, игровое действие, воображаемая ситуация.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо её грамотно организовать. Термин «Руководство игрой» — обозначает совокупность методов и приёмов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.

 

Скачать конспект

Во – первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета. Создание предметно – игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр должны быть красочными и эстетичными, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.

Во – вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая к случаю левую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету.

При руководстве сюжетно – ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

  • Развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
  • Использование игры в целях воспитания у детей разных видов деятельности.

Воспитатель должен направлять игру, не нарушая её, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности:

  • Оказывает влияние на выбор темы и на развитие её сюжета, помогает детям распределить роли;
  • Даёт совет по ходу игры.

В своей группе мы с детьми осваивали новую игру «Космонавты». Мной были поставлены следующие задачи:

  • дать детям знания о работе космонавта, о полётах в космос;
  • активизировать в речи слова: космос, космонавт, планеты, комета;
  • формировать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединённых одной сюжетной линией.

Для развития интереса к игре мы рассматривали иллюстрации по теме: «Космос», картинки планет в книгах, узнавали их названия, беседовали о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт. Обсуждали с детьми характеристики людей – космонавтов: командир корабля, диспетчер…

Также просмотрели видеофильм о первом полёте Юрина Гагарина в космос.

Мы с детьми решили построить ракету из строительного материала. При сооружении постройки ракеты выделяем её части: нос, отсеки, иллюминаторы и т.д.

Выбираем космонавта – командира корабля с помощью загадки: кто отгадает, тот – космонавт. Так же выбираем диспетчера, доктора, «звёздный десант» (планеты звёздочки).

По ходу игры (запуск ракеты в открытый космос) «рассматриваем» планеты через иллюминатор, обсуждаем увиденное. В конце игры – ракета возвращается на землю. Дети продолжают самостоятельную игру.

Организует сюжетно – ролевую игру с будущими школьниками, воспитатель должен проявить максимум педагогического такта и мастерства. Он принимает участие наравне с детьми. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддержать интерес дошкольников к игре. Педагог побуждает ребят к активному использованию речевых комментариев. Их функция заключается в словесном замещении определённых событий, которые нельзя проиграть.

Чтобы игра получилась интересной, дети должны обладать сведениями о той области деятельности, которую они будут моделировать.

Начальный этап работы – это беседа с дошкольниками на выявление интереса к конкретной теме ( «Поликлиника», «Новоселье», «Автосервис» и т.д.).

Следующий этап работы воспитателя с детьми – это обогащение, расширение знаний по теме исследования (экскурсии, чтение художественной литературы, инсценировки по произведениям, индивидуальные беседы).

Затем воспитатель с детьми подготавливают атрибуты для игр и намечают различные сюжетные линии, которые можно использовать ( «Семья»: мама с сыном идут на праздник…).

Заключительный этап – это сам процесс сюжетно – рулевой игры.

Если воспитатель видит, что детям становится неинтересно, то можно разнообразить деятельность новым персонажем или неожиданным действием (автобусу нужно сделать остановку, чтобы заправиться и т.п.).

Количество участников игры может быть разным в зависимости от выбранной темы. Но игра с меньшим количеством детей будет более творческой (не более 5 человек). А игры с большим количеством участником (поездка на автобусе) требуют придерживаться намеченного плана.

Важное условие успешного проведения сюжетно – ролевой игры – это «материальная база».

Для этого необходимо соответствующие атрибуты, представляющие собой имитацию настоящих вещей, либо предметы – заменители, которым придаётся воображаемое значение. В подготовительной группе используется намного больше предметов – заместителей, чем в раннем возрасте (крышечки, трубочки, палочки от мороженого и т.п.). Лучше всего хранить атрибуты для сюжетно – ролевых игр в коробках (контейнерах), подписать название игры или нарисовать эмблему.

Для формирования у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Для этого мы используем костюмы и атрибуты.

Для детей очень важна предметно – развивающая среда. В группе оформлены центры для сюжетно – ролевых игр:

  • «Больница»;
  • «Фотоателье»;
  • «Магазин»;
  • «Парикмахерская».

В центре театрализованной деятельности: куклы бибабо, игрушки персонажей сказок, настольный и пальчиковый театр. В уголке ряжения: различные предметы одежды (платки, юбки, сарафаны). В уголке сюжетно – ролевых игр присутствует строительный материал. В группе находится стол для игр с машинками, мелкими игрушками.

Содержание уголков постоянно пополняется. Педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволяет ему реализовать поставленные задачи. Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно – ролевую игру увлекательного процессом, в ходе которого происходит полноценное развитие ребёнка – дошкольника.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год